«АвтоВАЗ» вслед за публикацией финансовой отчетности по МСФО за первые шесть месяцев года отчитался о продажах своей продукции по итогам сентября.
В сентябре компания реализовала 47 417 автомобилей – на 7% больше, чем в августе. Тем не менее по сравнению с аналогичным месяцем 2012 года продажи упали на 19,4% – тогда было продано 58 810 машин. В России в августе были реализованы 40 011 машин Lada – на 20,2% меньше сентябрьских показателей 2012 года.
В масштабе девяти месяцев общие продажи «АвтоВАЗа» сократились до 397 533 автомобилей (-12%). В России за это время было продано 343 368 машин Lada – падение составило 14%.
Несмотря на эти обстоятельства, «АвтоВАЗ» остается лидером российского рынка легковых автомобилей и сохраняет большой отрыв от занимающей второе место компании Renault (137 827 машин в период январь — август 2013 года).
Бюджетный седан-бестселлер Lada Granta остается лидером российского рынка уже 13 месяцев подряд – модель в кратчайшие сроки после своего появления смогла стать крайне популярной и преимущественно получила хорошие отзывы в прессе и среди автомобилистов. В сентябре «АвтоВАЗ» продал 14 743 таких машины в России – с августа спрос сократился на 1,4%.
Продажи обновленного семейства Lada Kalina, наоборот, значительно выросли – сказывается накопившийся спрос, поскольку многие потенциальные покупатели воздержались от покупки Kalina предыдущего поколения, ожидая скорого появления новой версии модели. В сентябре были проданы 5305 машин – на 83,1% больше, чем месяцем ранее.
Спрос на все остальные модели Lada, кроме внедорожника 4х4, ранее известного как «Нива» (6895 тыс; +17,2%), сократился. В отдельных случаях весьма значительно. Универсал Lada Largus разошелся тиражом 5937 машин (-4,0%), Lada Priora – 3162 машины (-32,4%), Lada Samara – 3596 (-11%), а Lada 2104 – 28 машин (-65,9%). Сам факт продажи «классического» универсала 2104 уже интересен – машина давно снята с производства. Такая же участь в ближайшее время ждет Lada Samara – седан и трехдверный хетчбэк этого семейства перестали выпускать в минувшем декабре и нынешнем июле соответственно. Последнее исполнение, пятидверный хетчбэк, покинет конвейер в конце 2013 года.
Данные о продажах «АвтоВАЗа» поступили практически сразу после публикации финансового отчета о деятельности компании в первой половине 2013 года. В документе сказано, что крупнейший российский автопроизводитель впервые с кризисного 2009 года понес убытки. Сумма потерь составила 2,6 млрд руб., тогда как первые шесть месяцев 2012 года фирма закончила с прибылью в 27 млрд руб. Впрочем, тогда эта сумма сложилась не из результатов основной деятельности компании, а благодаря дисконтированию беспроцентных займов госкорпорации «Ростехнологии», предоставленных «АвтоВАЗу» в годы кризиса.
Согласно официальному заявлению компании, финансовые результаты деятельности «АвтоВАЗа» в первые шесть месяцев 2013 года связаны с замедлением роста экономики и последовавшим за ним падением спроса на автомобили.
Кроме того, компания понесла существенные инвестиционные затраты на модернизацию производства и постановку на конвейер в Тольятти и Ижевске собственных новых моделей, таких как Lada Kalina 2, и автомобилей альянса Renault-Nissan, владеющего 25-процентным пакетом акций «АвтоВАЗа».
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что такое сокращение спроса, как у «АвтоВАЗа», может быть связано с масштабной модернизацией лишь в отчасти. «Все то, что рассказывают на «АвтоВАЗе», – правда, но плюс ко всему рынок сейчас не очень хорош. Потребителей нет. Модернизация и обновление модельного ряда пошли бы гораздо быстрее, если был бы спрос, а его нет», – считает Дацкив.
«Модернизация, безусловно, снижает объем продаж, но этот эффект можно было бы компенсировать, если уже новые машины стали бы брать, но сейчас этого, к сожалению, не происходит. Но виноват не «АвтоВАЗ», это рынок такой», – заключил эксперт.