Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в понедельник опубликовал свой ежемесячный отчет о состоянии российского авторынка. За август 2013 года объем продаж новых автомобилей упал на 10%, до 231 915 единиц. То есть продано было на 27 136 авто меньше, чем в августе прошлого года.
В целом за восемь месяцев текущего года российские автопродажи, вопреки начальным прогнозам аналитиков, упали на 7%. За январь — август этого года дилеры успели продать 1 799 805 автомобилей. Это на 130 тыс. автомобилей меньше, чем за такой же период 2012 года.
Негативные тенденции демонстрирует лидер рынка — отечественный автогигант ЗАО «АвтоВАЗ». Продажи моделей Lada за восемь месяцев упали на 13%, до 303 357 авто, а за август и вовсе обвал составил 24%. По сравнению с августом прошлого года концерн продал за месяц на 12 тыс. автомобилей меньше.
Самой большой популярностью в России пользуется новый флагман «АвтоВАЗа» и бессменный в течение года лидер рынка — автомобиль Lada Granta. За год дилеры реализовали 113 734 единицы — это на 70% больше, чем в прошлом году. Предыдущий лидер рынка, модель Lada Kalina, новое поколение которой появилось в мае этого года, упал вдвое — до 43 767 единиц. Другая популярная модель, Lada Priora, также показывает 50-процентное падение (43 767 авто). Новичок этого года, универсал Lada Largus, показал результат в 35 тыс. проданных автомобилей.
Достигли потолка в росте по продажам недорогие автомобили южнокорейских производителей, которые собираются на мощностях завода в Санкт-Петербурге. Самая продаваемая за последние два года в России иномарка — модель Hyundai Solaris — по-прежнему на втором месте в рейтинге АЕБ после Granta. За восемь месяцев в России было продано 75 тыс. новых седанов и хетчбэков этой модели — почти столько же, сколько и в прошлом году.
На третьем месте в России одноплатформенный с «Солярисом» New Kia Rio с продажами 59 тыс. единиц — рост на 5%.
На четвертом месте крепко обосновался французский кроссовер Renault Duster, который в прошлом году пережил удачную смену поколений. Автомобиль даже обошел предыдущий бестселлер на нашем рынке — бюджетный седан Renault Logan, который презентует обновленную модель только ближе к концу этого года. В целом французский партнер «АвтоВАЗа» стал вторым на российском рынке среди производителей с объемом продаж за восемь месяцев 137 тыс. автомобилей. В отличие от российского концерна, французы, переживающие тяжелые времена на своем рынке, в России нарастили продажи на 11%.
У кого точно нет проблем с ростом продаж — так это у производителей премиальных марок. «Большая тройка»: Mercedes-Benz, BMW и Audi — все трое показывают стабильный рост. Пока Toyota, существенно обновившая модельный ряд в этом году, показывает падение продаж, люксовое подразделение автогиганта Lexus подросло на 4%.
Еще один японский автопроизводитель, Honda, также обновивший модельный ряд в этом году, показал рост 22% с показателем 16 823 автомобиля. Другой «японец» Subaru также поднялся на 20% и показал результат 11 118 реализованных авто.
Участники рынка с разочарованием оценивают показатели продаж и со скепсисом смотрят в будущее.
«Обычно август в автомобильном ритейле — это ожидание бурной осени, — рассказывает «Газете.Ru» директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрей Горшков. — В этом же году большинство автомобильных дилеров не питает особо ярких надежд на рост рынка в конце третьего и четвертом кварталах. Да, конечно, традиционная предновогодняя борьба немецкой тройки оживит картинку в премиум-сегменте, особенно на фоне интереса к новым моделям, таким как новый Mercedes-Benz S-class, BMW X5, Range Rover Sport, но в общем по рынку роста и тем более прорыва ждать не стоит».
Дилер объясняет и странную тенденцию — несмотря на падение продаж, дистрибуторы продолжают поднимать цены на новые автомобили.
«Этот год, вероятно, даже не сможет догнать результат прошлого, и дилерам с этим смириться даже легче, чем импортерам, — добавляет Горшков. — Поэтому в четвертом квартале мы увидим сверхбольшой поток рекламы от дистрибуторов. Видимо, отчасти в расчете на большие затраты многие из них даже не постеснялись поднять отпускные цены на свои автомобили в августе, несмотря на замедление рынка».
Генеральный директор «Рольфа» Татьяна Луковецкая, комментируя «Газете.Ru» тенденции на рынке, напомнила, что в августе всегда из-за сезона отпусков наблюдается стагнация рынка. Судить о тенденциях, наметившихся в этом году, можно уже в текущем месяце. И отмечает, что положительную тенденцию на рынок может оказать возобновление госпрограммы льготного автокредитования, очередной этап которой начался в июле этого года.
«Рынок продолжает стабилизироваться, — говорит Луковецкая. — Ключевым месяцем, после которого можно будет оценить перспективы рынка на конец года, станет сентябрь. По нашим оценкам, традиционный рост покупательской активности в осенние месяцы при наличии госпрограммы льготного кредитования существенно поддержит рынок».
«Сентябрь станет лакмусовой бумажкой для всего российского авторынка. При этом пока мы не меняем наш прогноз и придерживаемся пессимистического сценария: продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5% по сравнению с 2012 годом», — говорит участник рынка.
Глава «Рольфа» отметила, что компания продает каждый второй автомобиль в кредит. «При этом в Москве доля продаж в кредит составила 46% (в августе 2012 года — 32%), в Петербурге — 60% (в августе 2012 года — 48%)», — рассказала Луковецкая.
Напомним, международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers месяцем ранее признала, что основные причины падения российского авторынка — трудная экономическая ситуация в стране и высокая стоимость владения автомобилем.