Тендеры на закупку дорогостоящих систем видеонаблюдения можно найти на сайте госзакупок.
Больше всего, сразу 415 комплексов, планирует приобрести ГИБДД Челябинской области. Начальная цена лота — 9,835 млн рублей. Примерно в два раза меньше устройств хотят закупить в Пермском и Приморском краях, а также в Рязанской и Иркутской областях.
Все регионы приобретают один и тот же прибор — «Эксперт-М.2». Официально он называется «аппаратно-программный комплекс аудио- и видеонаблюдения за дорожной обстановкой». Рекомендованная цена ГИБДД для всех регионов — 23 700 рублей за комплект, и при закупках региональные управления ориентируются именно на нее.
Устройство включает в себя инфракрасную камеру с подсветкой, которая следит за всем, что происходит в машине, в том числе ведет запись в темноте. Все разговоры в автомобиле также фиксируются. Помимо этого комплекс оборудован двумя внешними камерами, которые следят за всем, что происходит спереди и сзади автомобиля. Сменная карта памяти в зависимости от объема позволяет записывать от 2 до 192 часов видео. Доступа к меню прибора у инспекторов не будет — удалить или скорректировать компрометирующий фрагмент без введения специального пароля они не смогут.
Массовая закупка видеосистем для машин ДПС обусловлена прямым приказом руководства МВД и ГИБДД. В бытность главой столичной полиции нынешний министр МВД Владимир Колокольцев после эксперимента, который был признан удачным, начал внедрять это новшество в ГИБДД Москвы. Затем была поставлена задача распространить эту практику на всю страну — в МВД пришли к выводу, что подобные устройства смогут нанести мощный удар по коррупции в ГИБДД.
О том, что все патрульные машины ДПС в России в ближайшее время должны быть оснащены подобными приборами, в последний раз в апреле этого года заявлял глава ГИБДД Виктор Нилов. «Задача оборудовать машины средствами видео- и аудиофиксации поставлена министром внутренних дел и планомерно выполняется.
У нас есть надежда, что почти 100% машин будут оснащены такими системами до конца 2013 года», — подчеркнул Нилов.
Согласно ведомственной инструкции, система должна включаться при заступлении патрульного экипажа на дежурство и выключаться только после его окончания. Все общение инспектора и водителя должно проходить в поле зрения видеокамеры, а за нарушение провинившихся сотрудников даже обещают увольнять.
Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев, входящий в состав общественного совета при МВД, Виктор Травин считает, что установка камер видеофиксации в машинах ГИБДД — пустая трата денег, которая не принесет ожидаемого эффекта.
«Когда в Москве установили этих камер на 20 млн рублей, из ГИБДД не уволился никто. Сначала полицейские относились к ним настороженно, но быстро поняли, что никакого отношения к реальной борьбе с коррупцией эти камеры не имеют, — уверен Травин. — Предполагать, что гаишники после этого продолжили честно работать за свою скромную зарплату, может только очень наивный человек.
Сотрудник ДПС как работал за левые деньги, так и сейчас работает. Вместо этих камер лучше бы прибавили людям зарплату, подняв ее до такого уровня, чтобы они держались за свою работу и реально боялись ее потерять.
Но тогда полицейский уже может не отпустить пьяного прокурора или депутата и даже может не согласиться заминать тяжкое ДТП с каким-нибудь чиновником. Такая принципиальная ГИБДД наверху никому не нужна. Поэтому на сотни миллионов закупаются малополезные камеры и можно рапортовать о победе над коррупцией».
Эксперт считает, что наличие камер и микрофонов никак не препятствует дорожным взяткам. «Понятно, что если работать полностью по инструкции, то есть в поле зрения камеры, то это значит ничего не заработать, — говорит Травин. — К тому же полностью соблюдать эти требования и вовсе невозможно: а если это оформление аварии где-то на дороге или задержание преступника, а если водитель сам вышел из кадра — что, просить его вернуться обратно? Это понимает и руководство, поэтому за работу инспектора вне кадра никого реально не наказывают».
По словам собеседника «Газеты.Ru», сотрудники ГИБДД, договариваясь о взятке «под камерой», уже давно не используют бумажки с искомой суммой.
«Все стало гораздо проще. Инспектор на телефоне набирает нужную сумму, если водитель согласен, то полицейский предлагает ему пройти, к примеру, к машине водителя и что-то там посмотреть или проверить. Главное — найти благовидный предлог», — объясняет Травин.
Правозащитник объяснил главную причину, почему с помощью таких камер невозможно бороться с оборотнями в погонах. «По инструкции после смены флешку с записью нужно сдать руководителю подразделения, он должен слить данные на жесткий диск или сервер, после чего они хранятся в течение какого-то времени, — рассказал Травин. — Но вы думаете, что кто-то потом просматривает их? Это же сотни или тысячи гигабайт информации каждые сутки — на одной флешке многочасовая смена экипажа, а таких патрулей не один десяток.
Чтобы посмотреть все эти записи, нужно посадить не одного командира роты, а 100 командиров.
И даже если комбат увидит что-то нехорошее, то разве он будет что-то делать? Возможные разбирательства ударят по нему самому, ведь он руководитель, а значит, он и недоглядел за сотрудниками. Поэтому в реальности записи могут помочь только при какой-то спорной ситуации с водителем — она может что-то подтвердить или опровергнуть».
При этом Травин выступает за то, чтобы право просматривать записи работы патрулей получили, к примеру, члены общественного совета при ГУ МВД по Москве, куда он входит. «Но мне в этой просьбе в ГИБДД много раз отказывали, и в принципе я понимаю почему — мало ли, что я там увижу, а увидел бы наверняка много интересного», — добавил он.