И. о. руководителя столичного департамента строительства Андрей Бочкарев в среду рассказал о масштабных планах столичных властей по реконструкции основной городской магистрали — Московской кольцевой автодороги (МКАД). По его словам, делать это будут путем строительства направленных съездов на клеверных развязках и боковых проездов дублеров вдоль основной проезжей части МКАД.
«Мы рассматриваем реконструкцию МКАД в тех ограничениях, которые сложились за последние 10–15 лет, — рассказал Бочкарев. — Дорога, соединяющая все районы города по периметру, превратилась в торговую улицу, застроенную с двух сторон торговыми центрами. Поэтому о какой-то масштабной реконструкции говорить невозможно, нет свободной территории, и мы вынуждены каждый участок МКАД рассматривать отдельно».
Говоря о строительстве новых развязок, чиновник сообщил, что две из них будут открыты уже в сентябре этого года — речь идет о пересечении МКАД с Мичуринским проспектом и с улицей Подольских Курсантов.
В следующем году будут реконструированы еще пять транспортных развязок, расположенных на пересечениях с вылетными магистралями — Волгоградским проспектом, Дмитровским шоссе, Можайским шоссе, а также на Бусиновской развязке и развязке на Молодогвардейской улице.
Существующие там привычные развязки клеверного типа будут заменены на более удобные для водителей развязки с направленными съездами.
В дальнейшем планируется провести аналогичную реконструкцию пересечений МКАД с Ленинским проспектом, Профсоюзной улицей, Каширским шоссе, Рязанским проспектом и Щелковским шоссе.
Бочкарев пояснил, что построенные в 1990-е годы клеверные развязки не обеспечивают достаточной пропускной способности и ухудшают транспортную ситуацию. Они просты в сооружении и компактны, но такая схема создает конфликт между съезжающими и заезжающими на шоссе автомобилями и заставляет их значительно снижать скорость, поэтому было решено выбрать схему с направленными съездами. При таком принципе построения не нужно сильно снижать скорость, чтобы съехать по развязке.
Схему направленных потоков можно использовать для пересечения любого количества дорог, но такие развязки значительно сложнее по конструкции и обходятся дороже. Кроме того, для разворота по такой развязке нужны будут отдельные дороги.
Говоря об эффективной реконструкции клеверной развязки, Бочкарев привел в пример направленные эстакады на пересечении Ленинградского проспекта и МКАД. При этом стоимость реконструкции клеверной развязки может варьироваться: в случае с пересечением МКАД с Можайским шоссе такой объект стоил около 6 млрд руб., а более сложная развязка на пересечении с Дмитровским шоссе стоит уже 9 млрд.
Еще одним важным изменением на МКАД станет частичное расширение дороги, создание новых разгонных полос и дополнительных съездов.
По словам и. о. главы департамента строительства, с учетом объема работ МКАД будет условно разделена на несколько частей, реконструкцией которых займутся отдельные подрядчики, для этого в конце 2013 или начале 2014 года будет проведен специальный конкурс. При этом значительного расширения МКАД ожидать не стоит – крупные торговые объекты, построенные вокруг кольцевой дороги, снижают простор для модернизации. В первую очередь расширение произойдет на отрезке между Ленинским проспектом и Можайским шоссе – такая необходимость назрела из-за расширения Москвы и развития района Сколково.
Планов строить дублер МКАД у властей нет, но существует вероятность появления отдельных связок с трассой внутри города.
Кроме того, некоторые торговые центры, построенные на внешней стороне МКАД с нарушениями, могут снести.
Реконструкцию МКАД будут согласовывать с работами по строительству в Подмосковье Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) – по расчетам, туда уйдет транспорт, традиционно попадавший на МКАД транзитом.
Бочкарев допускает, что разрешенная скорость движения на МКАД будет повышена до 130 км/ч – на 30 км/ч больше, чем сейчас.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов рассказал «Газете.Ru», что нормы проектирования дорог в стране были утверждены еще в 1972 году и с тех пор принципиально не менялись, поэтому в области дорожного строительства остались многочисленные слабые места. «Клеверные развязки — это источник заторов и аварийности, поэтому развязки нужно делать современными. Они должны быть рассчитаны на высокую пропускную способность – сейчас ее не хватает, отсюда и пробки», — рассказал эксперт.
«Из МКАД нужно сделать автомагистраль – дорогу, которая не имеет пересечений и примыканий на одном уровне, – считает Скворцов. —
Сейчас из кольцевой дороги сделали такую «проселочную» дорогу, обустроив ее со всех сторон различными объектами и подъездами – это и пропускную способность снижает, и повышает аварийность».
Эксперт считает, что расширять МКАД нужно, но с умом. «Норма ограничивается десятью полосами – по пять в каждую сторону, какой-то резерв еще есть. Но главное не в этом – нужно добиться повышения пропускной способности за счет ликвидации объектов вокруг МКАД и пересмотра некоторых проездов. Дорога предназначена для мощных транспортных потоков, а в некоторых местах на МКАД на один километр — по 4–5 точек съезда к магазинам», — рассказал специалист.
Он отметил, что увеличение максимальной разрешенной скорости на МКАД нецелесообразно – повышения пропускной способности, которое столь необходимо трассе, таким образом не добиться.
«Во всем мире начиная с 1970-х годов произошло снижение допустимых скоростей на дорогах. Связано это с повышением плотности потока – чем она выше, тем большую дистанцию нужно держать между машинами», — рассказал он.
Скворцов подчеркнул, что одной из основных проблем властей является то, что решения принимаются без обоснования или учета мнения инженерного сообщества. «Тем не менее нужно отдать должное нынешним властям, они применяют концептуальные решения в отличие от старых руководителей, которые пытались решить проблему московских пробок кольцами. Сейчас положительные сдвиги есть», — подытожил Скворцов.
Стоит отметить, что созданная еще в 1940-х годах МКАД крупно реконструировалась дважды – в 1950–1960-е годы и в эпоху 1990-х. Последняя модернизация стала предметом множества скандалов и разбирательств: предполагаемая сумма хищений за период с 1992 по 1997 год составила свыше 250 млрд неденоминированных рублей.