Конаковский межрайонный следственный комитет завершил расследование в отношении бывшего и. о. командира отдельного батальона ДПС ГИБДД, который обслуживает тверской участок федеральный трассы М10 «Россия» Москва — Санкт-Петербург. Экс-комбата обвинили в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ): чтобы не портить статистику аварийности на своей территории, он оформил погибшего в ДТП гастарбайтера как самоубийцу.
Эксклюзивные подробности расследования «Газете.Ru» сообщил следователь Конаковского межрайонного следственного отдела Андрей Расол. По его словам, инцидент произошел рано утром 11 ноября 2011 года на 108-м километре трассы М10. «ДТП случилось на самом рубеже Московской и Тверской областей, буквально в 50–100 метрах от границы, — рассказал следователь. – Сторож ремонтной бригады, которая проводила работы на железнодорожном путепроводе над трассой, в темное время суток шел по проезжей части, чтобы заменить аккумулятор для внешнего освещения участка. В этот момент его на большой скорости насмерть сбила фура. Ее водитель заснул за рулем и не заметил человека».
Первыми на место аварии приехали подмосковные полицейские, позже прибыли и сотрудники тверской ГИБДД. Об инциденте доложили и. о. командира батальона, который решил не портить служебные показатели аварийности.
«Комбат пригрозил неприятностями бригадиру ремонтников и заставил его и еще одного рабочего дать показания, будто они видели, как погибший – гастарбайтер из Средней Азии – якобы специально прыгнул под грузовик с железнодорожного моста,
— рассказал следователь. – Они рассказали все это следователю, а так как родные погибшего живут, видимо, на родине, то и никто за него не заступился. В итоге следователь учел показания, и сбитого мужчину оформили самоубийцей, а дело против водителя грузовика заводить не стали».
Однако о поступке комбата скоро стало известно. «Уголовное дело мне досталось недавно, и я не разобрался до конца, как именно это произошло. Там работала наша ФСБ, были прослушки самого комбата, других лиц. Может быть, его уже «вели» за какие-то прежние грехи, точно я сказать не могу, — рассказал Расол. – В итоге, когда оперативники выяснили, что произошло, то по факту превышения полномочий в марте 2012 года завели уголовное дело. «Расследование и на местном уровне, и в Твери, в управлении по расследованию особо важных дел, потом опять отдали нам. Я так понимаю, что сначала там было несколько подозреваемых, но в конце концов остался один: никому, кроме этого майора, не нужно было все это устраивать», — рассказал следователь.
После того как обман был раскрыт, на водителя фуры также завели уголовное дело.
«Оно лежит где-то в Москве — чем там все кончилось, я, честно говоря, не знаю», — сообщил сотрудник СКР.
После того как майора раскрыли, его перевели на должность оперативного дежурного УМВД по Тверской области, а затем он уволился из органов по собственному желанию.
«В ходе следствия он полностью признал свою вину и деятельно раскаялся. Он также попросил рассмотреть его дело в особом порядке, и прокуратура дала на это согласие, — рассказал Расол. – Уголовное дело, как я сегодня узнал, уже поступило в городской суд Конаково, в ближайшее время оно будет рассмотрено.
Особый порядок, который выбрал обвиняемый, предполагает упрощенный порядок рассмотрения дела в суде, без исследования доказательств. Это гарантирует подсудимому не более 2/3 от максимально возможного наказания, которое по данной статье УК РФ составляет четыре года лишения свободы.
На практике экс-полицейские даже за куда более серьезные должностные проступки и без особого порядка, как правило, отделываются условным наказанием.
В отделе пропаганды ГИБДД Тверской области «Газете.Ru» сообщили, что в курсе уголовного дела в отношении их бывшего сотрудника. «Про эту историю мы знаем, но особых подробностей я, к сожалению, рассказать не могу, так как работаю недавно, — рассказал сотрудник ведомства. – Могу сообщить, что после того, как все выяснилось, и. о. командира батальона, он был в звании майора полиции, отстранили от работы, а потом перевели в другое подразделение. Что с ним случилось дальше, мы не знаем».
Один из действующих сотрудников ГИБДД рассказал «Газете.Ru», что руководителей подразделений действительно нередко наказывают за плохие показатели аварийности.
«Все зависит от конкретной ситуации. Могут и просто на совещании пожурить, могут сделать дисциплинарное взыскание по итогам полугодия или другого периода, а могут и от должности отстранить, — рассказал источник, попросивший не называть своего имени. — В любом случае за количеством аварий и числом пострадавших в них внимательно следят».
Сотрудник ведомства подчеркнул, что нынешняя система оценки качества работы в ГИБДД намного совершеннее, чем раньше. «Мы ушли от «палочной системы», когда главным было зафиксировать как можно больше нарушений, а качество работы оценивалось по количеству административных протоколов, — рассказал он. – Сейчас главный критерий оценки руководителей подразделений на местах — уровень аварийности и количество погибших, а не исписанных бумажек. Этот показатель работы гораздо более объективный».