Компания Hyundai несет огромные убытки из-за акций протеста 45-тысячного профсоюза рабочих автопроизводителя в Южной Корее.
Первый день двухдневной забастовки, по заявлению самой компании, обошелся в 43,5 млрд южнокорейских вон ($39 млн). Было сорвано производство 2,1 тыс. машин.
Как сообщает издание The Korea Times, рабочие дневной смены 20 августа остановили работу на два часа. Их примеру последовали сотрудники, работающие в ночную смену, — их акция протеста также продлилась два часа. В среду забастовку проведут рабочие завода, выпускающего машины известного бренда Kia, — 34 тыс. сотрудников предприятия, входящего в холдинг в Hyundai, также остановят работу на два часа.
В профсоюзе Hyundai утверждают, что пока переговоры с руководством завода ни к чему не привели. Организация выдвинула список из 180 требований. В их числе повышение ежемесячной зарплаты на 130 тыс. вон ($116), увеличение бонусов, а также полная компенсация медицинских расходов в том случае, если у рабочего обнаружат рак.
Кроме того, профсоюз требует финансовой помощи детям рабочих в том случае, если те не поступили в колледж и ищут работу. Сумма помощи оценивается профсоюзом в 10 млн вон ($8,9 тыс.). Профсоюз требует распределения 30% ежегодной чистой выручки компании между рабочими и выдачи 56-граммовых золотых медалей рабочим более чем с 40-летним стажем. По данным информагентств, стоимость такой медали может составить около $2 тыс.
Руководство Hyundai утверждает, что значительную часть требований профсоюза удовлетворить сложно. «Разумеется, мы не хотим останавливать производство из-за забастовки, но профсоюз требует слишком много», — заявили в Hyundai.
По данным южнокорейских СМИ, профсоюз Hyundai отличается от других аналогичных организаций в промышленности страны и считается привилегированным. Организация часто выдвигает чрезмерно смелые и спорные требования, пишет The Korea Times.
По данным Reuters, с 2002 года зарплата рабочих завода Hyundai в Южной Корее постоянно растет — c 2002 года она увеличилась примерно в двое. Час работы на предприятии Hyundai в Южной Корее стоит около $22, это даже больше, чем на аналогичных производствах в США, где рабочие получают $19,1, и втрое выше, чем в Китае, где средняя зарплата сотрудников сборочных предприятий Hyundai составляет $6,89 в час.
Тем не менее рабочие Hyundai в Южной Корее бастуют почти каждый год.
За последние 26 лет рабочие компании воздержались от забастовок в течение календарного года лишь четыре раза. В июле и августе 2012 года масштабные забастовки сотрудников Hyundai привели к потерям в размере 1,7 трлн вон ($1,5 млрд). Производство недосчиталось 80 тыс. автомобилей. В итоге руководству компании пришлось пойти навстречу профсоюзу и удовлетворить все его требования.
Активная протестная деятельность рабочих южнокорейской автоиндустрии в последние годы наносит заметный удар по этому сектору — в настоящее время японские компании предлагают покупателям в Южной Корее значительные ценовые преимущества из-за снижающегося курса японской иены.
Ввиду последних событий южнокорейские автокомпании все чаще говорят о переводе большей части производства за рубеж. В настоящее время предприятия Hyundai в США, Китае, Индии и России в сумме выпускают около 2,5 млн машин в год. Южнокорейские заводы фирмы производят около 1,9 млн автомобилей ежегодно.
Аналогичное решение приняло руководство General Motors, чьи южнокорейские предприятия также часто оказываются в эпицентре забастовок. Компания официально заявила, что постепенно снижает свое присутствие в Южной Корее из-за постоянно растущих расходов на рабочую силу в стране, которые опережают оплату труда в других регионах, где у автопроизводителя есть сборочные цеха.
В настоящее время около 40% автомобилей марки Chevrolet собирается в Южной Корее, в общей сложности местные предприятия фирмы отправляют 80% своей продукции на экспорт. В ходе забастовок в Южной Корее в июле 2013 года было сорвано производство около 5 тыс. машин на предприятиях GM.
В России компания Hyundai имеет завод под Санкт-Петербургом, который способен производить около 200 тыс. машин ежегодно. Мощности предприятия поделены между Hyundai и Kia — компании выпускают основанные на одной платформе модели Solaris и Rio. Ни о каких серьезных акциях протеста за трехлетнюю работу завода не сообщалось.