В октябре 2013 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) разработает новые схемы движения вокруг 54 московских рынков и торговых центров.
В частности, изменения коснутся подъездов к Дорогомиловскому, Кунцевскому, Рижскому, Черемушкинскому, Даниловскому рынкам, а также к рынкам «Садовод», «Выхино», «Лефортовский» и ТЦ «Пражский пассаж».
По данным издания m24.ru, в конечном итоге целью нововведений станет увеличение пропускной способности возле рынков, создание удобного парковочного пространства и уменьшение пробок.
Специалисты ЦОДД поработают над расстановкой дорожных знаков и новой разметкой, а также определят участки для организованной парковки и схему расстановки автомобилей на них. Помимо прочего, планируется оборудовать специальные места для стоянки автомобилей, принадлежащих инвалидам.
Столичные власти и раньше заявляли о своем недовольстве состоянием подъездных путей к крупным торговым точкам.
В частности, вскоре после вступления в должность в октябре 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин озаботился проблемой многочисленных съездов к торговым центрам с МКАД – по мнению градоначальника, эти объекты противоречат изначальному предназначению кольцевой автодороги как объездной магистрали. Власти изъявили желание привлечь владельцев торговых объектов к постройке подъездных путей.
В феврале 2011 года около 15 крупных торговых центров, расположенных на МКАД, обязали улучшить ведущие к ним съезды с кольцевой автодороги, а в декабре того же года обязательства девелоперов по постройке подъездов к объектам массового скопления людей были сформулированы в проекте поправок к закону «Об автомобильных дорогах», но о дальнейшем развитии этой инициативы в Госдуме публично не сообщалось.
Пробки и дорожный хаос вокруг многих рынков и торговых центров в итоге никуда не делись: сейчас в пиковые часы вокруг крупнейших из них движение нередко парализовано.
В мае 2013 года чиновники заявили, что анализ съездов с МКАД по-прежнему продолжается, но незаконно построенные собственниками торговых центров подъездные пути могут пригодиться в рамках грядущей реконструкции кольцевой дороги, что откладывает окончательное решение по этому вопросу.
В июле было объявлено, что владельцев торговых площадей, к которым ведут съезды с МКАД, обяжут за свой счет расширить их по установленному нормативу – они должны иметь по две полосы 3,5 метра шириной каждая, а перед и после съезда на трассу должна быть проложена разгонная полоса.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что организацией движения вокруг крупных торговых объектов должен заниматься сам город, но представители торговли при этом обязаны в полной мере платить налоги.
«Тогда таких экзотических обременений бартерного свойства «мы вам разрешим торговать, а вы взамен хорошо организуете движение» не будет, и это правильно», – пояснил «Газете.Ru» специалист.
Другие эксперты предполагают, что изменения движения вокруг крупных торговых точек могут готовить почву для введения вблизи таких объектов платных парковок.
В частности, о том, что платная стоянка в обозримом будущем может появиться за пределами центра Москвы рядом с местами массового скопления людей, в начале августа говорил близкий к столичным властям эксперт, глава центра probok.net Александр Шумский. «Она (платная парковка. — «Газета.Ru») обязательно выйдет за пределы Садового кольца, но только очагово, — заявлял эксперт «Газете.Ru». — Речь идет о местах массового притяжения людей — возле станций метро, больших торговых центров, парков». Точные сроки возможного расширения зоны платной стоянки пока неизвестны — ранее речь шла о том, что в 2014 году она будет включать все пространство внутри Садового кольца.
Пресс-секретарь ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Ксения Бородуленко заявила «Газете.Ru», что конкретных планов по обустройству платных парковок рядом с торговыми центрами пока нет.
«Идея наведения порядка с подъездами на крупнейшие рынки и торговые центры — в целом хорошая, потому все прекрасно знают, что там творится. Как правило, там царит хаос, — считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. – Тут весь вопрос в том, где именно хотят менять схемы движения и поможет ли эта мера. Например, на рынке «Садовод» и менять что-то просто нет смысла, там надо строить новую объездную дорогу и проводить полноценную реконструкцию. То же самое можно сказать о торговом центре «Вегас». А есть места, где из-за небольших размеров рынка или торгового центра ситуация более или менее нормальная, люди уже привыкли к действующей схеме, знают, как туда подъехать, поэтому что-то радикально менять и не нужно».
По мнению эксперта, желание властей завершить работы к октябрю, скорее всего, никак не связано с предстоящими в сентябре выборами мэра Москвы. «Думаю, тут просто от транспортных чиновников требуют какой-то постоянной работы, каких-то идей, — считает Шкуматов. – Это когда начальник спрашивает подчиненного, что он будет делать завтра или в ближайшую неделю. Так и здесь. Что-то делать нужно, вот они и придумали перепланировку знаков и разметки. И людям, скорее всего, будет польза, ну и сами вроде как не бездельничают», — полагает Шкуматов.
Он не исключает, что вскоре после обновления схем движения и нанесения новой разметки в этих местах действительно могут появиться зоны платной парковки.
«Это очень даже вероятный сценарий там, где нет больших бесплатных парковок, — считает Шкуматов. – Потому что, с одной стороны, без машины ехать в тот же торговый центр на МКАД особого смысла нет, да и 50 рублей за час стоянки — цена в принципе небольшая.
С другой стороны, левых «бомбил», которые вечно там «пасутся», это может заставить парковаться аккуратнее и подальше от самых проблемных участков».