На этой неделе на российском рынке акций наблюдался серьезный рост котировок крупнейших отечественных автопроизводителей. Так, в четверг ценные бумаги КамАЗа прибавили в цене около 13%, почти достигнув к закрытию торгов отметки в 52 рубля за акцию.
На следующий день, 16 августа, тренд возобновился: подорожав за день на 11%, акции ведущего отечественного производителя грузовиков остановились на рубеже 57,7 рубля.
Таким образом, капитализация компании достигла $1008 млн. Никаких новостей, которые могли бы спровоцировать такой скачок, в СМИ не было. Некоторые издания связали эти события с возможным новым раундом переговоров о покупке акций КамАЗа концерном Daimler, о котором опять-таки никаких официальных новостей не было.
В настоящее время Daimler владеет 15% акций КамАЗа. Наибольший пакет акций российского производителя грузовиков — 49,9% — принадлежит госкорпорации «Ростехнологии». Руководство Daimler несколько раз заявляло о намерении увеличить свою долю в КамАЗе. В начале июля глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил, что немецкий концерн, возможно, увеличит долю в КамАЗе, но не более чем до 45%. При этом «Ростех» не будет продавать Daimler свои акции: ранее Чемезов мотивировал такое решение тем, что КамАЗ — стратегически важное предприятие, производящее более 50% автопарка российской армии.
С начала года бумаги КамАЗа постепенно дешевели, достигнув нижней точки – 27,2 рубля за акцию — в конце июня. Сразу после этого произошел стремительный ценовой скачок – за неделю они взметнулись вверх более чем на 50%, и их стоимость достигла почти 44 рублей за штуку. В июле цена акций колебалась в пределах нескольких процентов, а в начале августа наметился новый спад: 7 августа бумаги Камского автозавода подешевели до 40,5 рубля. День спустя снова начался быстрый рост, который отметился резкими скачками 15 и 16 августа, в сумме давшими прибавку к стоимости акций КамАЗа до 23%.
8 августа КамАЗ отчитался об увеличении своей доли на рынке до 46,6% за первые семь месяцев 2013 года, но этот рывок был вызван резким сокращением рынка грузовиков — почти на 34% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года (44 тыс. машин).
Аналогичный скачок акций произошел несколькими днями ранее у российского лидера по производству легковых машин – «АвтоВАЗа».
Во вторник, 13 августа, акции компании подорожали до 10,6 рубля за бумагу (+12,6%). На следующий день, в среду, рост продолжился и в сумме за два дня составил около 17%. В четверг, 15 августа, акции «АвтоВАЗа» подешевели примерно на 3%, но в пятницу, 16 августа, вновь наметилось удорожание – до 11 рублей за бумагу. На 16 августа капитализация компании составила $508 млн.
Как и в случае с КамАЗом, никаких новостей, которые могли бы объяснить динамику роста цен на акции, не было. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сошлись во мнении, что в сложившейся вокруг бумаг «АвтоВАЗа» ситуации замешана спекуляция.
В «АвтоВАЗе» «Газете.Ru» события 13 августа объяснили кратко. «Данные вопросы — прерогатива акционеров компании и аналитиков рынка», — сообщил сотрудник пресс-службы автопроизводителя.
С начала 2013 года акции «АвтоВАЗа» значительно теряли в цене. 10 января бумаги автопроизводителя стоили 15,8 рубля за штуку, а нижняя точка пришлась на 20 июня – чуть более 9 рублей за акцию. Подъем наметился 7 августа, но резкий ценовой скачок произошел 13 августа.
Похожий взлет цен акций «АвтоВАЗа» был зафиксирован в декабре 2012 года. Поводом для этих событий стала публикация в ряде деловых российских СМИ ложных сведений о выкупе «АвтоВАЗом» собственных бумаг у физических лиц. Этим инцидентом занялись Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам. Летом 2013 года был установлен факт манипулирования акциями «АвтоВАЗа».
Аналитик «Финама» Дмитрий Баранов не видит связи между подорожанием акций двух компаний: причины для такой динамики у «АвтоВАЗа» и КамАЗа разные, убежден он.
«АвтоВАЗ» – это чисто спекулятивные вещи. Никаких новостей не было. По моим личным наблюдениям, связь между стоимостью акций и действиями компании прямо противоположная.
Завод выпустил новую модель или провел оптимизацию – акции упали. Когда все наоборот — кризис, убытки, производство сокращается, – акции растут», – рассказал эксперт «Газете.Ru».
Резкий рост акций КамАЗа Баранов связывает с результатами работы компании за полугодие. «Данные были недавно опубликованы, к этому времени уже можно было все отыграть. Спекулятивных действий тут не видно. Возможно, замешаны ожидания инвесторов», – считает эксперт.
Баранов считает, что колебания котировок не окажут значительного эффекта на упомянутые компании. «Этот бизнес настолько хорошо всем известен, что здесь уже люди не ждут никаких явных потрясений», – пояснил эксперт.
Вместе с тем специалист рассказал, что такие скачки стоимости акций могут послужить поводом для формальных проверок надзорных органов, но никаких последствий ожидать не стоит. «С точки зрения существующих норм и правил не исключено, что какой-то анализ ситуации состоится, но вряд ли он приведет к грандиозным скандалам, разоблачениям или судебным процессам», – считает Баранов.
«Это классическая биржевая игра: все побежали – я побежал, все начали продавать – я начал продавать», – заключил эксперт.