Участки федеральной автомобильной дороги М4 «Дон» в обход Богородицка (225–260-й км) и Ефремова (287–321-й км) Тульской области станут платными с 1 сентября 2013 года. Система взимания платы начнет работать в тестовом режиме уже со среды, с 14 августа, — автомобили будут проезжать через установленные пункты оплаты, но деньги с них взиматься не будут.
Участки в обход Богородицка и Ефремова были построены в 2009 и 2010 годах соответственно и до сих пор были доступны бесплатно.
Первоначально планировалось сделать их платными к 2011 году, но эти намерения впоследствии были скорректированы из-за технических вопросов и бюрократических препятствий.
На становящихся платными участках отсутствуют светофоры и примыкающие на одном уровне дороги. Расчетная скорость движения по указанным участкам составляет 120 км/ч. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь компании «Автодор» Екатерина Варенова, на указанных участках лимит будет варьироваться от 90 до 110 км/ч. «Все зависит от технических параметров. Лимит будет варьироваться в зависимости от того, насколько быстро дорога позволяет двигаться», — рассказала Варенова. Напомним, в конце июля российское правительство разрешило владельцам дорог повысить скоростной лимит на своих трассах. В зависимости от категории трассы ограничение может достигать 110 или 130 км/ч.
Оба отрезка формально относятся к категории 1Б — второй по старшинству классификации дорог в России. Именно поэтому скорее всего до 130 км/ч лимит скорости здесь не поднимут.
Все платные участки трассы М4 имеют по две полосы в каждом направлении и разделены металлическим барьером. На протяжении платных отрезков установлены шумозащитные экраны, пункты экстренной связи, а также специальные экраны с информацией для автомобилистов.
Пункты оплаты для объезда Богородицка расположены на 228-м км трассы, а в случае с обходом Ефремова заплатить можно на 322-м км трассы. Платить можно как наличными, так и с помощью банковских или смарт-карт, а также транспондеров, расположенных на лобовом стекле машины.
Если платить нужно наличными, то система определит тип транспортного средства и подсчитает сумму к оплате исходя из установленного тарифа. Деньги нужно будет передать оператору. В случае со смарт-картами и транспондерами водителю не придется взаимодействовать с оператором — для оплаты таким способом применяются считывающие устройства.
Примечательно, что для тех, кто перемещается в пределах указанных участков, не доезжая до пунктов оплаты, плата за проезд взиматься не будет.
Ранее сообщалось, что проезд на этих участках будет стоить от одного до полутора рублей за 1 км для машин массой менее 3,5 тонны и 4 рубля за 1 км для грузовиков. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь «Автодора», тариф для становящихся платными участков еще не установлен. «До 1 сентября тариф будет утвержден. Средневзвешенные тарифы, которые регулируются государством, находятся в диапазоне от одного до полутора рублей за километр», — пояснила Варенова.
По словам пресс-секретаря «Автодора», водителей информируют о предстоящих изменениях в СМИ и с помощью информационных табло на подъездах к участкам.
«О случаях недовольства автомобилистов или местных жителей мы пока ничего не слышали», — рассказали в компании.
Ранее сообщалось, что до конца 2013 года на М4 начнут работать еще несколько платных участков: на объезде Яркино (330–355-й км), на объезде Ельца (355–414-й км) и Воронежа. На момент публикации в «Автодоре» затруднились назвать сроки вступления этих изменений в силу, но уточнили, что все обходы населенных пунктов по М4 будут работать в платном режиме.
Первый в России платный участок трассы М4 (414–464-й км) был введен в эксплуатацию в декабре 2012 года. В мае 2012 открылся еще один платный отрезок трассы, который расположился в Московской области (48–71-й км). Трассу М4 в последние годы активно реконструируют в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что платные дороги должны существовать как лучшая альтернатива бесплатным трассам, чего в России пока не происходит. «Это должно напоминать бизнес-класс в дополнение к экономклассу. По направлению М4 альтернативных дорог фактически нет, так что деньги фактически берут за объезд населенного пункта. Не хочешь платить — езжай через населенный пункт, — заявил эксперт. — На мой взгляд, это основная бесплатная трасса должна огибать населенный пункт. Сейчас эти ошибки пытаются исправить? Хорошо, и на том спасибо».