Журналисты Bloomberg опубликовали отчет, в котором утверждается, что несколько крупных производителей автомобилей закупают вольфрам, незаконно добываемый леворадикальной повстанческой группой ФАРК («Революционные вооруженные силы Колумбии»).
В США и Евросоюзе это объединение признано террористическим.
ФАРК с 1964 года ведет войну с правительством Колумбии. Идеология организации опирается на идеи марксизма-ленинизма и боливаринизма. ФАРК несет ответственность за ряд крупных терактов, убийств и похищений.
По данным издания, ФАРК содержит в Колумбии незаконную шахту, добывающую редко встречающуюся в природе вольфрамовую руду. По указанию повстанцев металл незаконно похищают рабочие шахты — ценный груз перевозят на лодках по реке Амазонка, и на одну такую операцию уходит около недели. Впоследствии вольфрам используется в производстве таких потребительских товаров, как смартфоны и ЖК-дисплеи. Тяжелые вольфрамовые сплавы устойчивы к воздействию тепла и нагрузкам — они используются для изготовления коленчатых валов в автомобильных двигателях. Данная часть является одним из ключевых элементов силового агрегата любой машины.
Добываемый в Колумбии вольфрам поступает на переработку на металлургическое предприятие в штате Пенсильвания, США. Затем металл закупает австрийская компания Plansee, которая превращает данное сырье в законченный продукт. В 2012 году компания закупила 93 тонны вольфрама на сумму на $1,8 млн, но какая именно часть поступила с колумбийской шахты, доподлинно неизвестно.
По информации Bloomberg, вольфрам у Plansee покупают такие крупные автопроизводители, как BMW, Volkswagen, Porsche и Ferrari.
Кроме автомобильных фирм видными покупателями продукции Plansee являются компании Apple, Hewlett-Packard, Samsung и Siemens.
Вскоре после расследования Bloomberg компания Plansee опубликовала официальное обращение, в котором фирма признает, что закупаемый ею в Колумбии вольфрам может добываться незаконным образом. На время проведения расследования все торговые отношения Plansee с возможными поставщиками вольфрамовой руды из Колумбии прекращены.
Представители автомобильных компаний, которым приписали закупку деталей из колумбийского вольфрама, также выступили с рядом заявлений.
В BMW сообщили, что компания прилагает все усилия, чтобы не закупать сырье у «серых» поставщиков, которые могут иметь нежелательные связи. «Эти несколько грамм из миллиардов тонн сырья, которые проходят через логистическую цепочку BMW, не имеют практической значимости», — заявили в компании.
В представительстве Ferrari признали, что компания покупает вольфрамовые детали у Plansee, но более подробного объяснения не последовало. В Volkswagen и Porsche заявили, что компании не потерпят применения сырья, полученного таким образом. «Мы серьезно относимся ко всем сведениям, связанным с возможными нарушениями, — рассказали в Volkswagen. — Plansee поставляет Volkswagen небольшие партии вольфрамовых компонентов, использующихся в производстве».