Ассоциация европейского бизнеса в России (AEB) опубликовала ежемесячный отчет о продажах новых автомобилей. В минувшем месяце спрос на легковые машины среди россиян сократился на 8%, а количество реализованных авто составило 234,5 тыс. По сравнению с июнем, когда рынок потерял 11%, ситуация несколько улучшилась.
С января по июль 2013 года рынок ужался на 6% — за 7 месяцев было продано 1,567 млн машин. По мнению председателя комитета автопроизводителей AEB и главы Mazda Motor Rus Йорга Шрайбера, во втором полугодии можно ожидать улучшения ситуации.
«На протяжении ряда последних месяцев рынок был не в лучшей форме, и прошедший июль изменений к лучшему не принес, — сказал Шрайбер. — Несмотря на то что темпы замедления рынка достигли максимума во втором квартале, есть причины, по которым мы можем ожидать постепенного улучшения ситуации в ближайшие месяцы вплоть до точки стабилизации рынка».
Топ-менеджер возлагает большие надежды на недавно возобновившуюся программу льготного кредитования при поддержке государства, она может оказать значительную поддержку рынку, но когда именно программа начнет менять ситуацию к лучшему — пока неизвестно.
«Программа субсидирования автокредитов будет полезной для скорейшего достижения этой точки, и остается только приветствовать данную инициативу правительства», — заявил Шрайбер.
Программа льготного кредитования официально начала действовать с 1 июля. По ней российские покупатели могут приобрести автомобиль стоимостью до 750 тыс. рублей в кредит сроком на 36 месяцев. В рамках действия новой программы власти рассчитывают реализовать около 500 тыс. новых машин за 1,5 года.
Несмотря на главенствующее положение на российском рынке, марка Lada продолжает сдавать позиции — за месяц продажи бренда опустились до 37,5 тыс., что на 20% меньше, чем в июле 2012 года.
За первые 7 месяцев года спрос на продукцию «АвтоВАЗа» сократился на 11%. В компании такую динамику объясняют непростой экономической обстановкой в стране и масштабным обновлением модельного ряда.
Кроме Lada в первую пятерку лидеров российского авторынка в июле вошли Renault (18 тыс. легковых машин; +8%), Kia (17 тыс.; 0%), Hyundai (14,7 тыс.; +3%) и Chevrolet (15,5 тыс.; -23%) — все бренды, кроме последнего, смогли улучшить или удержать свои позиции как по сравнению с предыдущим месяцем, так и в годовом масштабе.
Члены второй пятерки лидеров преимущественно показали спад продаж в размере 8—11% — такую динамику показали Volkswagen (шестое место; 13,3 тыс.), Nissan (восьмое место; 11,6 тыс.) и Ford (девятое место; 9,2 тыс.). Крупный спад зафиксирован у замыкающей десятку лидеров марки Skoda (6,8 тыс., -22%). Исключением стала Toyota (14,6 тыс.; +4%), оказавшаяся на седьмой строчке рейтинга AEB.
Уверенно растет спрос на автомобили ряда китайских марок. Так, продажи в июле выросли у Geely (2,7 тыс.; +37%), Lifan (2,6 тыс.; +37%) и Great Wall (1,7 тыс.; +48%). У Chery продажи тоже растут, но меньшими темпами — в июле проданы 1,8 тыс. машин, то есть на 8% больше, чем в аналогичный период 2012 года.
Еще больший рост продаж отмечен у премиум-марок.
Mercedes-Benz реализовала 3,8 тыс. авто (+22%) BMW — 3,5 тыс. (+29%) и Audi — 2,9 тыс. (+8%). У британских марок наблюдается похожая картина — Land Rover (1,7 тыс.; +8%) и Jaguar (175; +43%) отмечают рост спроса на свою продукцию. Японские и шведские премиум-марки, напротив, стали меньше интересовать покупателей. Lexus потерял 13% продаж (до 1,3 тыс.), а Volvo — 38% (до 1,02 тыс.).
Все 10 самых популярных на рынке моделей производятся в России. Наибольшим спросом у россиян пользуется Lada Granta — в июле проданы 14,5 тыс. машин этой марки (+57%). В масштабе года продажи модели выросли почти вдвое и составили 98,7 тыс. автомобилей (+82%).
В июле второе и третье места по объему продаж с незначительными колебаниями удерживают Hyundai Solaris (9,4 тыс.; +1%) и Kia Rio (7,6 тыс.; -2%). Стремительно растет популярность Renault Duster: в минувшем месяце было приобретено 7,3 тыс. этих внедорожников экономкласса (+35%). Пятерку лидеров июля замкнул Volkswagen Polo (7 тыс.; +14%).
Обладатели шестого и восьмого мест, Lada Kalina (3,8 тыс.) и Priora (4,9 тыс.), продолжают терять позиции — в июле их продажи снизились на 66 и 54% соответственно. На седьмой позиции между двумя тольяттинцами оказался некогда крайне популярный Ford Focus: машин этой модели в июле было продано 5,7 тыс., спрос на них упал на 25%.
Девятое и десятое места достались Chevrolet Cruze (6,6 тыс.; +3%) и Renault Logan (4,3 тыс.; -7%).
Директор дилерского центра Ford компании «Авилон» Дмитрий Забель рассказал «Газете.Ru», что некоторые производители уже меняют планы из-за происходящих на рынке событий.
«На фоне заполненных складов дилеров и падающего спроса, а также повышения цен на некоторые модели в сегменте массовых автомобилей производители активно корректируют свои годовые прогнозы и сокращают производство», — рассказал эксперт.
По мнению специалиста, программа льготного кредитования способна развернуть этот тренд, но власти выбрали не лучшее время для ее запуска. «Август — традиционно самый сложный месяц для авторитейла, большая часть потенциальных клиентов в отпусках. Дополнительно негативное влияние на спрос оказывает сезонное планирование затрат покупателей на подготовку к учебному году», — заключил Забель.
Директор дилерского центра Mercedes-Benz «Звезда столицы» ГК «Рольф» Ольга Петрова отметила важность растущих продаж дорогих авто. По словам топ-менеджера, продажи автомобилей премиум-класса в кредит растут, несмотря на то что программа льготного кредитования их не затрагивает. «Главными драйверами роста рынка будут автомобили премиальных брендов и кроссоверы, а также госпрограмма льготного автокредитования, которая поддержит бюджетный сегмент и гольф-класс», — сказала «Газете.Ru» Петрова.