Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» привлек кредитную линию Внешэкономбанка (ВЭБ) с лимитом в 25,224 млрд руб. сроком на 10 лет. Размер этой сделки составляет 17,47% от общей стоимости активов компании, которые оцениваются в 144,391 млрд руб.
Эти средства являются частью масштабного кредита ВЭБа «АвтоВАЗу», о выдаче которого стало известно в декабре 2012 года.
Общая сумма займа составит 60 млрд руб., которые будут выданы на срок до 2020 года.
Финансирование пойдет на реализацию программы развития «АвтоВАЗа» до 2020 года. Она оценивается в 177 млрд руб., 60 из которых будут предоставлены ВЭБом.
Новости о передаче первого транша Внешэкономбанка появились на фоне отчета компании о продаже новых автомобилей в первые семь месяцев 2013 года. Количество реализованных автомобилей «АвтоВАЗа» сокращается рекордными темпами – в июле падение составило 19% (41,6 тыс. машин), а за первые семь месяцев года — 8,6% (305,8 тыс. машин).
В компании такое положение вещей объясняют совокупностью нескольких факторов. «На объем продаж «АвтоВАЗа» в 2013 году влияет общая экономическая ситуация и тотальное обновление модельного ряда Lada, предусмотренное программой развития до 2020 года», — говорится в заявлении российского автогиганта.
Сказалось сокращение экспорта «АвтоВАЗа», который в течение первых пяти месяцев года рос и увеличился на 12,8%, но в июне и июле он начал сокращаться и упал на 4 и 5% соответственно.
В конце июля «АвтоВАЗ» получил еще один кредит — его предоставила компания Renault, владеющая около 36% акций российского автопроизводителя.
Сумма займа составляет €52 млн (2,271 млрд руб.). Кредит выдан под 5,7% годовых сроком на 10 лет. Данные средства стали второй частью заявленной ранее инвестиционной программы Renault. В июле прошлого года «АвтоВАЗ» получил первую часть займа в размере 52,07 млрд руб. — эту часть займа российская компания должна вернуть до 1 декабря 2023 года.
Общая сумма займа составляет €126 млн. Средства планируется потратить на развитие российской компании, в частности на линию, выпускающую автомобили на платформе B0 — Renault Logan, Nissan Almera, Lada Largus и другие.
В том же документе, содержащем информацию о кредите компании Renault для «АвтоВАЗа», было указано, что российская компания принесла Renault €10 млн убытков по итогам первого полугодия 2013 года.
За аналогичный период минувшего года «АвтоВАЗ», наоборот, принес французской компании €4 млн чистой прибыли.
Напомним, в декабре 2012 года госкорпорация «Ростехнологии» и альянс Renault-Nissan создали совместное предприятие Rostec Auto BV для управления российским автопроизводителем. Ему принадлежат 74,5% акций «АвтоВАЗа».
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что у «АвтоВАЗа» нет выбора — кредиты нужно брать. «Вариантов особо нет, потому что нужно подстраиваться под новые условия. На рынке продается масса новинок, а у «АвтоВАЗа» еще достаточно много старых моделей, которые выпускаются, но продаются уже не в тех объемах. Компании нужны средства для развития модельного ряда», — считает эксперт.
«Собственных средств от продаж у них сейчас недостаточно, так что все идет согласно инвестиционному плану. — считает Удалов. — Со стратегической точки зрения рынок будет расти и «АвтоВАЗ» сможет реализовывать достаточно большие объемы, поскольку он работает в бюджетном сегменте».