[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

После гонки как шёлковый

Репортаж «Газеты.Ru» с ралли «Шёлковый путь»

Ралли «Шёлковый путь» не просто автомобильная гонка, но и суровый спартанский быт участников, чудовищные штрафы и негодование местных жителей. Корреспондент «Газеты.Ru» проехал весь маршрут с российской командой и убедился, что у этих соревнований железная дисциплина, а главная задача — победа любой ценой.

За пять лет своего существования «Шёлковый путь» прочно обосновался в списке крупнейших международных гонок, но до славы «Формулы-1» ему далеко. Там полные трибуны, скорость за 300 км/ч, в каждый момент машину ведет несколько телекамер, а здесь тысячи километров бездорожья и такие неожиданные прыжки, что гонщикам стоило бы выдавать запасной позвоночник. Жара под сорок градусов, пилоты жестко пристёгнуты к креслу, все в плотных несгораемых костюмах и шлемах, ни одного открытого участка кожи, а из вентиляции только маленькие сдвижные форточки в боковых окнах. В первый же день двоих пилотов, попавших в аварии, отправили на вертолёте в больницу, где им продиагностировали компрессионные переломы позвоночника.

Гонка даёт адреналин, драйв, а заметных денег не приносит никому — одни расходы.

Когда прошлогоднего победителя спросили, что он сделал с призовыми, тот ответил: «Ну с командой в ресторан сходили».

Автомобили разнообразны и разбиты на категории. Одна крайность — это багги оригинальной конструкции, другая – серийные внедорожники. Единственное обязательное требование – в машине должен быть смонтирован каркас безопасности. В этом году случилось серьёзное происшествие, когда грузовик Tatra на полном ходу влетел в Toyota Land Cruiser, пилот которой потерял ориентацию в пылевом облаке и почти остановился. Только благодаря каркасу безопасности гонщики остались целы. Жаль, не удалось сфотографировать, но задняя треть Toyota, не охваченная каркасом, от удара спрессовалась примерно до толщины крышки унитаза.

Большинство экипажей наши; больше десяти машин французов; ещё шли белорусы, голландцы, казахи и многие другие. Участвовал даже аргентинец. Всего машин под сотню. Вообще пройти трассу – это уже подвиг. До финиша доехали меньше половины участников, причем двое сделали это на последнем дыхании. На помост в Астрахани, где объявлялись финальные результаты, их заталкивали. А выиграл 64-летний Жан-Луи Шлессер на багги Sonangol Schlesser Original.

Обычный экипаж состоит из первого пилота и второго, которого у нас называют штурманом. В грузовиках по три человека, потому что колеса тяжелые и вдвоем с их заменой не справиться; и копать быстрее, если застрянешь в песках. Почти все команды сопровождают технички. Часто это не просто мобильные склады запчастей, а грузовики, способные пройти трассу. Боевым техничкам ставят задачу не выиграть, а везти запчасти и оборудование для ремонта основных экипажей команды на трассе. Забавно, что в этом году первое место среди грузовиков заняла именно боевая техничка – «КамАЗ» Дмитрия Сотникова.

Всё началось с Красной площади. Гонщики съезжали с подиума, улыбались, махали и позировали фотографам и отправлялись на ночевку в Лужники.

Следующий день – сплошной перегон по дорогам общего пользования, что в ралли-рейдовой терминологии называется французским словом лиазон. На лиазонах действуют строгие ограничения по скорости: у легковых 110 км/ч, у грузовиков — 90 км/ч. За соблюдением режима следит обязательная для каждого участника электроника.

Превышение скорости карается крупными денежными штрафами. В прошлом году один автомобиль поддержки накатал штрафов на полтора миллиона рублей.

Боевым машинам также прибавляют штраф в виде времени, но не всех это останавливает. Ещё на первом перегоне, пока мы ехали в плотном потоке, будущий победитель Шлиссер неоднократно превышал скорость и опасно маневрировал. Очень не хотелось бы оказаться на месте водителей, которым он неожиданно выскакивал в лоб через двойную сплошную.

Приехали в Тамбов, разместились на территории пансионата у реки, поставили палатки. У некоторых команд палатки вмонтированы в крышу грузовиков: залез наверх, крышку поднял — и спальное место готово. Все дальнейшие ночёвки бивуака проходили на аэродромах.

На следующий день гонщики поехали на свой первый спецучасток. У каждого в машине бумажный роудбук с маршрутом, который также зашит в GPS. Навигаторы работают по непривычному автомобилистам принципу: отображается только точка, до которой нужно добраться. Доезжаешь до точки — прибор «берёт» её и только тогда показывает, куда ехать дальше. Кроме того, на каждом этапе есть скрытые точки, которые нужно найти.

Местные жители наблюдали за проносящимися в облаках пыли болидами, расположившись вдоль трассы. Под Волгоградом одна старушка стала возмущаться, что она против гонок: мол, пожары из-за них, и песок разносят.

На ралли-рейде развита взаимопомощь, причем она официально разрешена жёстким регламентом. Я не раз сам видел, как боевая техничка вытаскивает застрявших в песке ребят из чужой команды.

Впрочем, гоночное братство заканчивается там, где начинается борьба за призовые места.

Вечером организаторы собирали пилотов на брифинг. Давали установки на следующий день, объявляли наказания за день прошедший. Многим выписывали штраф за то, что машина ломалась, не могла идти по трассе и ковыляла в лагерь по асфальту, чтобы починиться и иметь возможность стартовать на следующий день. За это пилотам прибавляли 100 часов к общему времени, что отыграть уже невозможно. Поэтому у таких штрафников был собственный негласный зачет.

Быт на ралли-рейде спартанский. Первыми на бивуак приезжали механики и столбили место своей команде, отгораживаясь ленточками. У всех свои пожелания: одним нужно встать поближе к столовой, другим – около душа. Третьи, как наша команда «ГАЗ», предпочитали самые отдаленные уголки.

Для еды ставили три огромные палатки и пластиковые столики со стульями. Готовили на месте прилично: даже на ужин всегда можно было взять суп — видимо, чтобы снять обезвоживание. Кормили три раза в день, но в обед мало кто оставался в лагере — еду брали сухим пайком. Паштет из него выбрасывался сразу, а плавленый сыр при температуре далеко за тридцать становился почти жидким. Однажды сухой паёк, прозванный «бомж-пакетом», выдали только гонщикам. Нам, журналистам, пришлось между двумя съемками искать магазин.

Питьевой воды на маршруте нужно много, и её бесплатно брали в столовой упаковками, но не всегда достаточно. Знакомые из МЧС, постоянно сопровождавшие ралли, вспоминали, как после финиша гонщики одной машины попросили окатить их с ног до головы из шланга пожарной машины

Для умывания на бивуаке устанавливали длинную раковину, краны с водой и удобный антисептический гель. Туалетных кабинок всегда было в достатке. Душевые обустраивались в большой палатке, разделенной на мужскую и женскую части. Да, женщины были, хоть и немного. Стартовал и чисто женский экипаж, но быстро исчез из протокола.

Почти на всех бивуаках растягивали большой экран, вбивали в грунт столики, укладывали рядом мешки с песком вместо кресел и крутили старинные фильмы с Чарли Чаплиным и Бастором Китоном. Там же был бар с бесплатными по вечерам пивом и квасом. Только люди уставали — полный «зал» собирался лишь пару раз.

Гонка завершилась награждением в центре Астрахани, с традиционным обливанием шампанским.

Вечером был банкет в респектабельной гостинице, который предварялся рядом совещаний с вопросом, стоит ли переодеваться в «цивильное». В итоге треть бивуака сменила шорты на штаны, причем половину из переодевшихся составили белорусы. Лейтмотивом речей официальной части были благодарность организаторам и пожелания гонке дорасти до «Дакара». В добрый путь!

Трамп обратился к российскому народу с предложениемВот что делают с попавшими в плен корейскими бойцамиФу! зрители увидели, что у Бузовой торчало из-под трусовПрогноз Путина сбылся: на что решился ЗеленскийЖенатым не смотреть! Фото Ани Лорак без одежды сразили наповалЗеленский сторговался: новое решение по Украине меняет всеРеакция Путина на ссору в Белом доме удивила Британию: СМИВ Белом доме уже подтвердили происходящее с ТрампомЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуЗеленский уволен: первые вести от МаскаЭто войдёт в историю: первый бой Су-35С и F-16США уходят из Прибалтики? В Эстонии сразу ответилиРоссия получит девять областей? В США сделали заявлениеЗахарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИStarlink и Украина: Маск уже принял решениеСредство против «Орешника» существует, но есть одно «но»Кого это обнимает на фото Алина Кабаева: присмотритесь!Переговоры окончились, и вот что заявил Рубио об РФ«Вы никто»: россияне в ужасе от выпившей ДолинойСтало известно о попытке силового захвата власти в России
Новости и материалы
Президент Австрии привел к присяге лидера АНП Кристиана Штокера
Врио главы Коми освободил от должности зампреда правительства
Врио премьера Абхазии подал в отставку
Таяние ледников замедляет мощнейшее океаническое течение, выяснили ученые
В Подмосковье задержали 15-летнего отца выброшенного в мусорный контейнер младенца
Стало известно, почему Европа медлит с использованием российских активов
Полиция начала проверять данные о подростке, пообещавшем сжечь паспорт за лайки
Apple может превратить колонки и ТВ-приставки в Wi-Fi-роутеры
«Был сильнее»: экс-игрок «Спартака» верит в чемпионство команды
В Краснодарском крае обнаружили упавший беспилотник, пострадавших нет
Найден способ предсказать риск заболеваний на годы вперед
Кортни Кардашьян ответила на слухи, что ее 15-летний сын стал отцом
В Австралии самолет с пассажирами срочно сменил курс из-за дыма в кабине пилотов
Хинштейн заявил, что корпорация развития Курской области саботирует его поручения
В Мытищах произошла стрельба после ДТП
Жена Эммануила Виторгана назвала враньем сообщения о вызове скорой актеру
Госдума весной может принять закон, закрепляющий понятие «студенческая семья»‎
Стало известно, что Эммануилу Виторгану вызвали скорую
Все новости