Подавляющее большинство современных водителей не в состоянии разобраться с показаниями многочисленных индикаторов-лампочек на приборной панели автомобиля. К такому выводу пришла компания Britannia Rescue, осуществляющая помощь при поломках и авариях на дорогах, а также предоставляющая страховку на такие случаи.
Индикаторы на приборной панели традиционно предупреждают водителя о проблемах, связанных с ключевыми аспектами работы машины:
температура двигателя, давление масла, работоспособность тормозов и уровень заряда аккумулятора. По мере развития автомобильных технологий на машинах стали появляться индикаторы необходимости прохождения ТО, пристегивания ремня безопасности, а также символы, оповещающие о неполадках системы стабилизации машины, загрязнении воздушных или топливных фильтров либо горючего.
«Индикаторы сигнализируют о том, что с машиной что-то не в порядке, что может потребоваться незамедлительная реакция, чтобы обеспечить безопасность автомобиля или вас самих, — говорит ответственный за помощь автомобилистам сотрудник Britannia Rescue Питер Хортон. — Если индикатор загорелся, то нужно немедленно остановиться в безопасном месте и выяснить, что случилось. Держите руководство пользователя под рукой, чтобы у вас не возникало трудностей в определении значения тех или иных индикаторов».
По данным опроса, современные автомобили стали настолько высокотехнологичными, что 98% водителей не в состоянии определить показания даже основных индикаторов, расположенных на приборной панели.
Количество проинформированных о значении индикаторов водителей составило лишь 10%. В опросе приняли участие 2 тысячи автомобилистов.
В ходе исследования стало известно, что среди 16 наиболее распространенных типов индикаторов, в число которых входят сигнал о низком давлении масла, индикатор неполадок с тормозами, знак низкого заряда аккумулятора, предупреждение о непристегнутом ремне, индикатор работы противотуманных фар, а также индикатор количества жидкости в бачке стеклоомывателя и другие знаки.
71% водителей оказались не в состоянии распознать лампочку, указывающую на снижение давления в шинах: каждый двадцатый респондент утверждал, что индикатор как-то связан с уровнем масла или тормозами.
95% опрошенных не смогли объяснить значение символа, который относится к неисправному катализатору выпускной системы, а еще 48% не определили значение индикатора неполадки тормозов.
Более трети (35%) автомобилистов не смогли разобраться в значении значка неполадок с подушкой безопасности: 27% опрошенных утверждали, что он означает непристегнутый ремень.
По мнению авторов работы, проблема лампочек в автомобилях усиливается из-за того, что многие виды индикаторов уникальны для отдельно взятого производителя или даже модели.
Исследователи рассмотрели 15 популярных в Великобритании моделей и подсчитали, что в них используются 99 видов символов для индикаторов. Среди них лишь 12 встречаются на всех рассмотренных автомобилях.
Кроме того, количество индикаторов сильно варьируется от модели к модели, заявили исследователи. Рекордсменом по количеству лампочек на приборной панели с большим отрывом стал Mercedes-Benz E-Class, в котором используется 41 символ. В топ-5 по количеству индикаторов также вошли автомобили Fiat Punto (33 символа), Skoda Octavia (31 символ), Vauxhall (Opel) Corsa (28 символов) и Toyota Yaris (28 символов).
Наименьшее количество индикаторов авторы работы насчитали у Volvo S40, Nissan Micra и BMW 3-Series —, каждая из этих моделей имеет по 21 символу на приборной панели.
По данным компании, за последние 12 месяцев 25% опрошенных автомобилистов столкнулись с как минимум одним загоревшимся на их приборной панели индикатором, обычно это были значки необходимости проверки двигателя, уровня масла или заряда аккумулятора. 46% из тех, у кого загорелась одна или несколько «лампочек» продолжили ездить как ни в чем не бывало на протяжении недели.
В среднем люди добирались до сервиса через 12 дней после срабатывания индикатора. 6% опрошенных заявили, что проездили с горящей лампочкой более месяца.
Такие действия могут привести к дорогостоящему ремонту, утверждают в организации. Так, немедленный визит в сервис по факту срабатывания индикатора, как правило, обходится автомобилистам в 85 фунтов стерлингов (около 4200 рублей). Если прождать две недели, то сумма вырастает до 200 фунтов стерлингов (около 10 тыс. руб.).
Генеральный директор автошколы «Автоволна» Владимир Галицкий рассказал «Газете.Ru», что в российской системе обучения водителей студентов знакомят в основном с теми неисправностями, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, но эксперт считает, что этого может быть недостаточно. «Первое, что должен сделать человек, сев за руль автомобиля, это открыть инструкцию и разобраться с панелью приборов. Нужно всегда обращать внимание на те индикаторы, которые загораются красным, особенно во время движения», — рассказал Галицкий.
Эксперт допустил, что у начинающих водителей с этим могут возникнуть затруднения. «На начальном этапе они больше заняты обзором по сторонам и могут забыть посмотреть на приборную панель», — пояснил Галицкий.