В этом году столичные власти планируют обновить 16,5 млн квадратных метров асфальта, и сейчас эти работы, согласно специализированному городскому порталу «Дороги Москвы», закончены уже на 38%. При этом 15% от всего объема работ будут производиться по гарантийным обязательствам за счет подрядчиков, которые ранее выполнили работы некачественно.
Вопросы по обновлению покрытия московских улиц возникают не только у чиновников, но и у обычных граждан. После того как в 2011 году приняли решение ремонтировать дороги не раз в семь лет, а раз в три года, количество дорожной техники в летний период выросло в разы, но, несмотря на это, сам ремонт часто проходит довольно медленно, создавая определенные неудобства не только водителям, но и пешеходам.
Особое недоумение у горожан вызывает замена на первый взгляд вполне качественного асфальта на новый.
При этом множество участков, действительно нуждающихся в ремонте, остаются без внимания. Год назад эту проблему даже подробно обсудили в префектуре Зеленограда. Обратить внимание на ситуацию властям пришлось после обращения жителей одного из микрорайонов.
Как цитировал текст обращения граждан префект Александр Смирнов, возле корпуса 815 меняют «хороший асфальт на такой же. Мы смеемся всем домом».
По итогам обсуждения он дал указание менять асфальт не там, где указывает Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) (занимается мониторингом качества дорожного покрытия и определяет места, которые нужно отремонтировать. — «Газета.Ru»), а там, где он действительно плохой. По словам чиновника, в том же самом микрорайоне таких мест можно найти немало.
Однако такая проблема широко распространена и в других районах Москвы. И в этом году гражданские активисты уже обращали на них внимание.
Одним из наглядных примеров того, что далеко не всегда ремонт дорог в столице проходит гладко, является улица Малая Дмитровка, где располагается редакция «Газеты.Ru». Согласно порталу «Дороги Москвы», ремонт дорожного полотна на площади 10,3 тыс. кв. м здесь начался 31 мая. При этом до начала ремонта сама проезжая часть была практически без изъянов. Один из дорожных рабочих на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», зачем здесь вообще понадобился ремонт, не смог дать никакого ответа. Об официальных сроках окончания ремонта на Малой Дмитровке точных данных нет (на «Дорогах Москвы» вновь указана дата 31 мая, а для тротуара — 22 июля). Между тем на одной из ключевых артерий центра города за исключением границ парковочных мест полностью отсутствует дорожная разметка — нет ни разделительной линии, ни «зебры». В пресс-службе ЦАО «Газете.Ru» пояснили, что заниматься нанесением разметки также должен подрядчик, и пообещали разобраться в ситуации.
Пресс-секретарь префектуры ЦАО Москвы Павел Большунов пояснил «Газете.Ru», что в последние годы из-за хорошего финансирования в столице ушли от практики ямочного ремонта дорог и теперь полотно сразу меняется «большими картами». «Если где-то что-то просело или раскрошилось, то намного эффективнее и долговечнее не заделывать конкретную яму, которая опять проявится на следующий год, а снять весь участок и переложить его как следует, — пояснил он. —
Именно поэтому у жителей складывается впечатление, что асфальт кладется там, где он и так хороший, а на самом деле это просто берется проблемный участок и работа идет методом «большой карты».
То есть из-за двух-трех ям делается новое, более долговечное покрытие».
Он также отметил, что важное значение при ремонте дорог имеет их категория. «На некоторых участках межквартальных проездов в нашем округе мы в этом году обнаружили, что они никак не ремонтировались с момента постройки еще в 1970-х годах, — заявил Большунов. — Там совсем маленькая нагрузка, и потребности не было. Тем не менее они, конечно, тоже нуждаются в ремонте, и сейчас обновление таких участков активно ведется».
По его словам, если граждане заметили изъян в дорожном покрытии, для его ликвидации можно обратиться на сайт «Дороги Москвы». «Это самый эффективный способ привлечь внимание властей, — отметил он. — В этот же день заявитель получит ответ, и в течение семи дней будет четкая реакция на жалобу. Если человек пришлет фотографию ямы или еще чего-то, то в ответ ему разместят фотографию того же места, но уже отремонтированного».
«Совсем новый асфальт нигде не снимают,
— заявил «Газете.Ru» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин. — Есть штатные работы, связанные с окончанием межремонтного срока покрытия. Все богатые города имеют технологию фрезерования, когда снимается только верхний слой асфальта толщиной 50 мм, вместо которого укладывают новый. Перед этим в необходимости замены полотна обязательно должны убедиться специалисты. В норме это все разумно и правильно, но на практике какие-то накладки могут быть, и они возникают».
«Что касается недовольства граждан, которые часто ругают дорожников за, казалось бы, очень странный выбор объекта ремонта, то есть разный уровень финансирования и организации работ, — отметил он. — Есть магистрали, которые висят на городском бюджете, а есть, к примеру, междомовые проезды, за которые отвечают префектуры. И очень часто бывает так, что есть городская улица, которая вроде бы и так в приличном состоянии, а ее делают, а есть совсем рядышком какой-то внутренний проезд, который действительно нуждается в ремонте, но им никто не занимается. Это некая дискоординация властей на городском и районном уровне».
При этом эксперт отметил, что в целом в Москве за последние годы сфера ремонта дорог стала «гораздо приличнее».
«Идиотских штатных ремонтов в дождь и снег, которые практиковались еще с советских времен, теперь (в Москве) вообще не проводится, — добавил он. — Так что в целом все неплохо, но есть отдельные недоработки на местах».
«Если асфальт ремонтируют — значит, это нужно, — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы комплекса городского хозяйства Москвы Игорь Пергаменщик. — Никто не обращается к журналистам, если врач выписал тот или иной препарат или назначил какое-то лечение, а когда дело касается дорожных работ, все сразу становятся экспертами. Есть специалисты, они такие вопросы и решают».
Пергаменщик не захотел подробно комментировать ситуацию, посоветовав обращаться в ОАТИ. «Там есть специальные лаборатории, которые сканируют асфальт. Может быть, он только внешне выглядит хорошо, а на самом деле есть изъяны», — добавил собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, претензии жителей, которые сетуют, что при замене внешне нового асфальта дорожники оставляют без внимания находящиеся рядом разбитые участки, не всегда обоснованны.
«Существуют дороги разных категорий, которые и обслуживаются по-разному, к тому же дороги находятся у разных балансодержателей.
Внутридворовые проезды, к примеру, находятся на балансе префектур, где действуют свои нормативы.
Ничего не делается просто так», — заключил Пергаменщик.
В пресс-службе ОАТИ Москвы не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов отметил, что ремонт дорог в столице вообще производится слишком часто. «Меня удивило решение властей ремонтировать дороги каждые три года, — заявил он «Газете.Ru». —
Есть общепринятый мировой подход, когда дороги служат от 5–6 до 10 лет.
Надо проектировать так, чтобы дороги служили столько, сколько им положено, и стремиться к тому, чтобы межремонтный срок увеличивался. Хотя, конечно, приходится считаться и с интенсивностью движения, и с климатическими особенностями, которые в европейской части России одни из самых тяжелых для дорожного покрытия».
Кроме того, эксперт подчеркнул, что при ремонте дорожного полотна обязательно должна учитываться экономическая основа — где нужно ремонтировать, а где нужно подождать.