ГИБДД опубликовала статистику аварийности за первую половину 2013 года. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года ситуация на дорогах улучшилась.
Общее число ДТП в России за шесть месяцев 2013 года достигло 83,4 тыс. – на 3% меньше, чем годом ранее. В этих инцидентах погибли 10,3 тыс. человек и еще 106,5 получили ранения – показатели улучшились в этом году на 6% и 3% соответственно.
В Москве и Подмосковье количество аварий за полгода снизилось –показатель составил 5,1 тыс. (-8,1%) и 3,8 тыс. (-5,1%) соответственно. Впрочем снижение количества погибших в московских ДТП незначительно — 0,3% , до 334 человек. Количество раненых снизилось более заметно – до 5,9 тыс. человек (-9%). В Подмосковье на дорогах стали гибнуть гораздо реже – уменьшение достигло 17,1% (591 погибший). Количество раненых в ДТП в Подмосковье уменьшилось на 5,4% (4,7 тыс. человек).
Небольшое сокращение заметно, но в целом статистика аварийности пока не дает повода утверждать, что на российских дорогах становится безопаснее.
МВД также опубликовало социальные аспекты дорожной безопасности – больше всего аварий приходится на долю лиц, нигде официально не работающих – более 28 тыс. Люди рабочих профессий спровоцировали 24,6 тыс. ДТП. Сотрудники государственных и коммерческих структур, а также предприниматели оказались участниками 5,1 тыс. и 1,7 тыс аварий соответственно. На долю учащихся пришлись 2,8 тыс ДТП, причем по сравнению с минувшим годом этот показатель вырос на 12,4%. Пенсионеры совершили 2,5 тыс дорожно-транспортных происшествий – в ГИБДД такую динамику объясняют возрастными изменениями в реакции этой категории водителей, а также разгаром дачного сезона – пенсионеры чаще садятся за руль. Сотрудники МВД и военнослужащие стали виновниками 596 и 514 ДТП соответственно. В сумме для этих двух категорий лиц количество погибших в авариях с их участием достигло 289 человек, а количество получивших травмы – 1,6 тыс. человек.
Абсолютное большинство аварий происходит по вине водителей, нарушающих ПДД. За первые полгода количество таких случаев достигло отметки в 73,7 тыс. происшествий – в процентном соотношении от общего числа аварий за шесть месяцев это 88,3%. В них погибли 9 тыс. человек (-4,9%), а еще 97,6 тыс. получили ранения (-2%).
Второй наиболее распространенной причиной остается неудовлетворительное состояние дорог – по этой причине произошло 25,5 тыс. аварий, в которых погибли 3,4 тыс. человек (-1,3%). Число травмированных из-за разбитых дорог людей выросло на 16,8% и достигло значительной цифры в 32,9 тыс. человек.
Пьяные водители спровоцировали за полгода 5,3 тыс. аварий – на 2,3% меньше, чем годом ранее. В таких инцидентах погибли почти 800 человек (-8,2%), а ранения получили 7,6 тыс. (-3,5%). Доля «пьяных» ДТП в общем числе аварий составляет 7,2%. Совсем недавно власти вернулись к понятию минимально допустимого содержания алкоголя в крови – изменится ли от этого статистика аварий по вине нетрезвых водителей, будет ясно со временем.
По вине пешеходов произошли 10,9 тыс. ДТП – такие случаи стали происходить на 8,4% реже, чем годом ранее. Тем не менее число погибших и раненых по-прежнему остается высоким – 1,7 тыс. (-6,5%) в этом году и 9,7 тыс. (-8,9%) в прошлом.
Отдельное беспокойство вызывают данные о водителях, которые самовольно покидают место аварии.
За полгода количество таких инцидентов возросло на 26,9% и превысило отметку в 4 тыс. случаев. Общее количество ДТП, проходящих по такому сценарию, составило 4,9% от всех зафиксированных ГИБДД аварий за полгода.
Президент Коллегии защиты прав автовладельцев Виктор Травин считает, что рост количества скрывающихся с места аварии водителей можно объяснить увеличением осведомленности автомобилистов о лазейках в российском законодательстве. «Если остаться на месте ДТП, наехав на велосипедиста или пешехода, это гарантированное попадание в полицейские и следственные «жернова». Если же уехать с места ДТП, а потом заявить, что за рулем был не я, куча моих друзей, знакомых или родственников, которые периодически управляют моей машиной, то можно сослаться на нежелание свидетельствовать против родственников – пусть полицейские ищут сами. В таком случае от ответственности уйти довольно просто», – пояснил юрист «Газете.Ru».
Кроме того, Травин сказал, что само по себе понятие оставления места ДТП в понимании правоохранительных органов довольно расплывчато.
«Многие считают, что если ты отъехал на 500 метров или переместился в соседний переулок, то ты покинул место ДТП. Неверна сама квалификация», — отметил эксперт.
Травин считает, что властям пока рано утверждать об общем снижении количества аварий: статистика ГИБДД отражает не все происшествия. «Никто не знает, сколько аварий произошло на самом деле. Водители прекрасно понимают, что ждать сотрудников ГАИ можно и 8, и 10 часов. Проще разобраться на месте и разбежаться. Кроме того, у нас действует и упрощенная форма оформления ДТП, — напомнил юрист. – Я не вижу объективных причин для снижения количества аварий. Уменьшилось число зарегистрированных ДТП, а это говорит только о том, что меньше людей обратились в ГАИ за оформлением аварии. Эта цифра от лукавого, к сожалению, — на нее опираться нельзя».