Появившийся в 2012 году хетчбэк Volvo V40 компания предлагает своим российским покупателям только во вседорожном исполнении Cross country. Продажи автомобиля в России стартовали в начале 2013 года, но пока V40 Cross country на отечественных дорогах попадается нечасто.
Скорее всего, прямой вины маркетологов Volvo в этом нет, просто российские покупатели могли оказаться не готовы к хай-тек напору от шведской марки и предпочти более консервативные предложения конкурентов.
Машина получилась и вправду необычная. Сразу стоит предупредить, что на фотографиях в сети и в реальности V40 Cross country воспринимается совсем по-разному.
На самом деле машина совсем небольшая, а клиренс при первом взгляде оказывается куда меньше, чем можно было бы предположить, – о более или менее серьезном бездорожье на V40 Cross Country можно забыть сразу.
Максимум, на что стоит рассчитывать с клиренсом этого вседорожника в 145 мм, – ровная грунтовка, неглубокий снег или умеренной высоты бордюры.
Небольшое лирическое отступление: название Cross Country впервые появилось на массивном универсале Volvo V70 и его эволюции – XC70. Точнее, оно использовалось для обозначения внедорожной версии шведского «вагона». Если «старший» V70 был способен на некоторые подвиги на бездорожье, то в случае с V40 название Cross Country в большей степени продиктовано маркетинговыми веяниями современности: сейчас на рынке есть масса «вседорожных» версий популярных хетчбэков, основное отличие которых от базовой версии заключается в увеличенном клиренсе и обвесе из неокрашенного пластика. Зачастую даже привод остается передним (в этом плане V40 Cross country не исключение: базовая версия машины имеет привод на передние колеса).
Образ машины получился вполне современным и динамичным, но чем-то выдающимся V40 Cross Country удивить не может, по крайней мере спереди и сбоку. Задняя часть «вседорожного» хетчбэка получилась куда интереснее: она представляет собой дизайнерский отсыл к культовой модели Volvo P1800 1960-х годов. Ранее это решение использовалось на хетчбэке второй половины 1980-х Volvo 480 и теперь уже снятом с производства Volvo C30.
В нашем распоряжении оказалась версия V40 Cross Country с 213-сильной фирменной рядной «турбопятеркой» T5 и шестиступенчатой АКПП – модель в принципе не оснащается «механикой». Стоит отметить, что рядные пятицилиндровые двигатели в наше время встречаются довольно редко. Задумчивый рокот модульного турбодвигателя T5 по-настоящему радует слух, но насладиться этим аспектом автомобиля можно только снаружи – шумоизоляция в этом плане хороша, но вот шум дороги слышно куда лучше, а хотелось бы наоборот.
Двигатель обладает широкой «полкой» крутящего момента и прекрасно работает в паре шестиступенчатым «автоматом» — автомобиль резво разгоняется (7,2 секунды до первой сотни) и оперативно реагирует на нажатия педали газа. Даже странно, что маркетологи Volvo не стали подчеркивать «заряженный» характер автомобиля. Расход, впрочем, оказывается высоковат даже при условии работы режима «старт-стоп»: расход в городском цикле составил около 13 литров на 100 км пути.
Ездит V40 Cross country очень уверенно – машина способна доставить немалое удовольствие водителю своей динамикой и управляемостью.
Впрочем, текущий тест-драйв производился в условиях вполне сухой столичной весны – зимняя снежная каша, вероятнее всего, способна показать автомобиль с совсем другой, гораздо более интересной стороны.
Внутреннее убранство автомобиля не слишком радует своими просторами, но вот отделка и материалы оказались на очень высоком уровне. Сиденья обтянуты натуральной кожей, пластик панелей приятен и визуально, и на ощупь – от премиального сегмента ждать ничего другого и не приходится. Эргономика водителя также оказалась вполне на уровне: почти все можно настроить, но высокому человеку процесс посадки в машину может показаться непростым занятием – дверной проем немного низковат.
Низкая линия крыши чувствуется и на задних сиденьях – короткие стойки и сужающиеся окна визуально крадут много пространства, но на деле все оказалось не так плохо. Особенности экстерьера наводят на мысли, что багажник V40 Cross Country также окажется мал. И он действительно имеет меньший объем, чем у большинства конкурентов, – 335 литров.
Значительную часть обзора V40 Cross country хотелось бы посвятить многочисленным электронным системам автомобиля, но на деле их так много, что откровенно разбегаются глаза. Порой кажется, что политика премиум-производителей заведет автомобилестроение в тупик – в один прекрасный момент высокотехнологичные автомобили проведут свое «восстание машин» и вообще откажутся куда-то везти своих хозяев. V40 Cross country оснащен массой систем помощи и подсказок водителю – если их не отключать, то компьютер будет настойчиво предупреждать водителя обо всех не слишком корректных, но достаточно привычных для российской езды действиях вроде частых перестроений или незначительных превышений скорости.
Если водитель V40 будет «клевать носом», то инициативный Volvo отправит его с помощью навигатора пить кофе или ночевать в ближайшую гостиницу.
Кроме того, по умолчанию в машине включена система «старт-стоп», которая время от времени ведет себя непредсказуемым образом и отказывается заводить ей же самой выключенный двигатель, но хочется верить, что такие вещи происходят просто от непривычки водителя.
V40 Cross country также оснащен подушкой безопасности для пешехода – в случае наезда срабатывает пиропатрон и создает мягкое пространство между капотом и кузовом машины, что смягчает травмы пешехода. И западные, и российские издания неоднократно шутили по поводу испытаний этой системы, но со своей стороны «Газета.Ru» может заявить, что из соображений благоразумия никаких тестов подушки для пешехода не производилось.
Несмотря на эти обстоятельства, основная развлекательная система машины обладает рядом интуитивно понятных и приятных настроек. Особенно радует возможность настройки подсветки в салоне: комбинаций достаточно много, и занятие это доставляет определенное удовольствие.
У Volvo есть еще один туз в рукаве – мобильное приложение Volvo On Call, которое представляет собой почти что пульт ДУ для вашей машины: можно определить ее местоположение, посмотреть данные приборной панели или просто включить печку. Программа доступна для смартфонов на базе ОС Android, iOS и Windows Phone.
Если отбросить «вседорожную» претенциозность, у Volvo получился добротный полноприводный, почти «заряженный» хетчбэк с изящным экстерьером, громадным количеством современной электроники, весьма бодрым мотором и как минимум приятным интерьером.
По сути, V40 объединяет в себе все эти качества под оберткой из шведской безопасности и практичности. В России версия машины с бензиновым мотором стоит от 1,2 до 1,6 млн рублей. Совсем недавно на российском рынке появилась и сравнительно доступная базовая версия машины, оснащенная экономичным 114-сильным дизельным двигателем D2 и все тем же шестиступенчатым «автоматом», который встречается во всех других комплектациях V40 Cross Country. Стоимость такой версии машины ощутимо ниже модификаций с бензиновыми моторами – она начинается с отметки в 999 тыс. руб. V40 Cross Country с дизелем D2 обладает приводом только на передние колеса.
На рынке есть более привлекательные с прагматической точки зрения автомобили, но Volvo удалось сохранить определенную степень самобытности, которой у других производителей, заметно увлеченных копированием друг друга, больше нет. Теперь остается ждать, каким будет еще более «вседорожный» собрат V40 – XC40. Ждать, по всей видимости, придется долго: премьера машины перенесена с Франкфуртского автосалона в сентябре на неопределенный срок.