О начале действия новой программы льготного автокредитования заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сделал он это во время недавнего Петербургского экономического форума, то есть всего за несколько дней до ожидаемого старта программы
С ее помощью российские власти намерены поддержать автомобильную индустрию страны, которая может оказаться в затруднительном положении как минимум до конца 2013 года: за первые пять месяцев текущего года спрос на новые автомобили сократился на 4%, а производство легковых машин уменьшилось на 2,3%. Особенно заметным падение этих показателей стало в мае, составив 12,5% и 18,1% соответственно.
По новой программе можно будет купить машину не дороже 700 тыс. рублей — по сравнению с действовавшей в 2009–2011 годах системой льготного кредитования лимит повышен на 100 тыс. рублей. Государство субсидирует 5,5% кредитной ставки, то есть 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, которая составляет сейчас 8,25%. Срок выплаты займа не должен превышать 36 месяцев, а сумма не может превышать 595 тыс. рублей. На всю программу из госбюджета будет выделено около 13 млрд рублей.
По замыслу властей, программа будет действовать до конца 2014 года. За полтора года правительство рассчитывает, что по условиям программы будет продано как минимум 200–250 тыс. машин.
Первой автомобильной компанией, которая объявила о желании участвовать в программе, стала Opel. Представители марки заявили, что при оформлении кредита на покупку автомобиля Opel можно получить льготную ставку у банков, которые участвуют в новой госпрограмме кредитования.
Полный список доступных по программе автомобилей еще не опубликован, но специалисты российского аналитического агентства «Автостат» выбрали автомобили, которые могли бы попасть под программу льготного кредитования. В число новых моделей, которые полностью подходят под определенной госпрограммой лимит, входят автомобили Chevrolet Aveo, Chevrolet Cobalt, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Lada Kalina, Lada Priora, Lada Largus, Lada 4x4, Lada Samara, Nissan Note, Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero, а также Skoda Fabia и Volkswagen Polo. Также под критерии программы попадают все модели в линейках фирм UAZ и ZAZ и бюджетные новинки российского рынка — собираемый на «АвтоВАЗе» Nissan Almera и модели Citroen C-Elysee и Peugeot 301.
Абсолютное большинство попавших в этот список моделей входят в «топ-25» российского авторынка по версии Ассоциации европейского бизнеса (AEB) и за первые пять месяцев 2013 года в среднем были реализованы в количестве от 20 до 60 тыс. машин каждой модели в отдельности.
С оговорками в список «Автостата» вошли и другие, более дорогие модели, также весьма популярные в России. Такие автомобили находятся в ценовом диапазоне, лишь частично попадающем под лимит в 700 тыс. рублей: многие комплектации этих моделей под программу льготного кредитования не подойдут. В их числе оказались Chevrolet Cruze, Citroen C4, Ford Focus, Kia cee'd, Mazda3, Mitsubishi Lancer, Nissan Tiida, Opel Astra, Peugeot 408, Skoda Octavia и Toyota Corolla.
Как отмечают в «Автостате», многие из подходящих под условия новой программы льготного автокредитования модели уже стали бестселлерами во время действия предыдущей аналогичной программы в 2009–2011 годы. Среди таких машин можно отметить Chevrolet Niva, Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Kalina, Lada Priora, Lada 4x4, Lada Samara, Renault Logan, Renault Sandero, Skoda Fabia и Volkswagen Polo. Тогда, по общему мнению экспертов и чиновников, эта мера полностью оправдала себя — было выдано 263 тыс. льготных кредитов, что оказалось значительно больше, чем рассчитывали сами чиновники.
Как рассказал «Газете.Ru» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, шанс на высокие продажи есть как у зарекомендовавших себя во время прошлой программы бюджетных моделей, так и у новичков сегмента. «Программа себя действительно неплохо зарекомендовала в прошлый раз, ею воспользовалось большое количество автомобилистов. Я уверен, что сейчас, когда выбор стал еще больше, будут активно брать самые разные модели», — заявил эксперт.
Кроме того, Моржаретто считает, что у продукции зарубежных автокомпаний, выпускающейся в России, шансов выиграть от льготного кредитования больше, чем у машин отечественных фирм. «Их сегмент растет гораздо быстрее», — заключил эксперт.