Руководители компаний «Газпром», «АвтоВАЗ», «Группа ГАЗ» и Кировский завод подписали меморандум о сотрудничестве в рамках госпроекта, нацеленного на популяризацию природного газа в качестве топлива для транспорта.
«Основными целями подписанных документов являются разработка и организация производства транспортных средств различных классов, использующих природный газ в качестве моторного топлива, а также формирование благоприятных условий для развития рынка газомоторного топлива в России», — говорится в сообщении пресс-службы «Газпрома».
По договоренности, компании разделят обязанности между собой.
Автопроизводителям поручен выпуск более экономичного и экологически чистого автомобиля с увеличенным запасом хода. Кроме того, автомобильные компании займутся адаптацией производственно-технической базы организаций к работе с газомоторной техникой.
«Газпром» создаст инфраструктуру газовых заправок и предприятий техобслуживания газового оборудования. Компания также будет содействовать проведению испытаний газомоторного транспорта, говорится в сообщении «Газпрома».
Разработкой газомоторной техники займутся как «Газпром», так и подписавшие меморандум автокомпании. Им предстоит согласовывать регионы для поставки техники на газе с программой строительства заправок.
Кроме того, стороны совместно займутся организацией подготовки инженерно-технического персонала, причем обучение будет вестись как для водителей, так и для специалистов по сервису.
Планируется, что автопроизводители разработают перечень предложений региональным и федеральным властям по внедрению техники, работающей на газе.
Среди упомянутых автомобильных компаний в настоящее время «АвтоВАЗ» и «Группа ГАЗ» располагают несколькими моделями, работающими на газе. В случае с тольяттинским заводом речь идет о двухтопливных моделях на базе Granta и Priora, которые пока не производятся серийно. «Группа ГАЗ» выпускает несколько видов автобусов и коммерческих автомобилей, оснащенных газомоторными силовыми установками.
Исполнителем работ по созданию газовой инфраструктуры выступит специализированная компания «Газпром газомоторное топливо», которая создана для объединения профильных активов «Газпрома». Ранее новообразованная компания подписала соглашения с другими крупными автомобильными компаниями, такими как ОАО КАМАЗ, ООО «Волгабас», ООО «МАН трак энд бас рус», ООО «Ивеко Руссия», ООО «Сторк».
Новая договоренность «Газпрома» стала очередным шагом по направлению к популяризации транспорта на газе, о важности которого в последние месяцы говорят российские власти, в частности Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Так, в начале июня было опубликовано правительственное постановление, которое разрешает всем заправкам реализовывать газомоторное топливо наряду с бензином и дизельным горючим, если существует соответствующая техническая возможность.
Этому предшествовало майское постановление правительства, согласно которому 50% российского общественного транспорта необходимо перевести на газомоторное топливо.
По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, Россия имеет преимущество в области газомоторного топлива. Инициатива также получила поддержку Владимира Путина, который заявил, что необходимо ускорить перевод российского автопарка на природный газ и создать нужную для этого нормативно-правовую базу в кратчайшие сроки. Кроме того, Министерство энергетики ранее сообщало о том, что рассматривается вопрос о возможности снижения или даже обнуления транспортного налога для транспорта, работающего на газе.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто считает, что интерес к газомоторному топливу для транспорта может быть связан с трудностями «Газпрома» на внешних рынках.
«Европа сокращает закупки, контрактов с Китаем пока нет, внутренний спрос не растет. Поставлена задача найти новый рынок сбыта,
а появился он как раз в развитии темы газомоторного топлива», — рассказал «Газете.Ru» журналист.
«Это в мировом тренде: в Штатах переводят коммунальный транспорт на газ, в Европе спрос растет, – отметил Моржаретто. — Это и действительно выгодно, и укладывается в рамки заявлений об охране окружающей среды. Весь мир потихоньку переводит общественный транспорт на газ».
От такого сотрудничества выиграют и «Газпром», и автопроизводители, считает Моржаретто. «Существует несколько моделей «АвтоВАЗа», работающих на газовом топливе, но они не производятся, поскольку нет спроса: в стране слишком мало газовых заправок. «АвтоВАЗ» заинтересован в повышении продаж, а «Газпром» — в расширении сети заправок. В итоге получается встречное взаимовыгодное движение», — пояснил журналист.
Основное отличите пассажирских машин на газе заключается в установленных баллонах: чаще всего они ставятся на место запасного колеса, которое перемещается в другое место. Эксперт считает, что серийное производство газовых моделей «АвтоВАЗа» можно развернуть в течение нескольких месяцев. «Технология и сертификаты есть – спроса не было. Стоят они немного дороже, но работают как на бензине, так и на газе», — уточнил он.
Предполагаемая стоимость двухтопливных моделей «АвтоВАЗа» пока неизвестна, но в 2010 году в компании представили Lada Priora, работающую на газе: она стоила на 40 тыс. рублей дороже обычной версии.
Аналитик «ИФК Метрополь» Андрей Рожков считает, что такая разница в цене для покупателей продукции «АвтоВАЗа» может быть значительной. «При стоимости машины в 400 тыс. рублей это 10% — для покупателей это существенно».
Эксперт считает, что расширение парка общественного транспорта на газе можно расценивать как прямую поддержку российского производителя: на этом рынке активнее всего действуют отечественные компании. «Что касается пассажирских автомобилей, то здесь сотрудничество «Газпрома» и «АвтоВАЗ» можно рассматривать как государственную инициативу по поддержке, – считает специалист. – Здесь есть обоюдная выгода: автопроизводители при поддержке «Газпрома» могут расширить свою линейку и сделать использование этих автомобилей более привлекательным, а «Газпрому» нужно увеличивать сбыт газа внутри страны, поскольку на экспортных рынках не так много потенциала для дальнейшего увеличения».
«Фактор поддержки российских производителей все же более заметен», — заключил Рожков.