Согласно новым данным Росстата, в России падает производство автомобилей. В первые пять месяцев 2013 года с российских конвейеров сошли 767 тыс. машин, что оказалось на 2,3% ниже показателя прошлого года.
В мае падение стало особенно резким: выпущены 143 тыс. легковых авто, что на 18,1% меньше объема аналогичного периода минувшего года.
Производство грузовиков также сократилось: за пять месяцев их выпущено 77 тыс. штук, что на 6,1% меньше показателей соответствующего отрезка годом ранее. Крупнейшим производителем грузовиков остается КамАЗ — 240 выпущенных в мае машинокомплектов. Далее следует Нефтекамский завод (1111 машин) и АЗ «Урал» (452 грузовика).
Среди производителей легковых автомобилей лидером остается «АвтоВАЗ», но в минувшем месяце объемы выпуска на предприятии в Тольятти заметно сократились. По информации пресс-центра «АвтоВАЗа», в мае завод выпустил 23 887 машин, что на 48% меньше, чем в аналогичный период годом ранее. В пресс-центре «АвтоВАЗа» объяснили, что снижение объемов выпуска на заводе в Тольятти обусловлено, в частности, переходом на производство автомобилей Lada Kalina нового поколения, стартовавшее 16 мая, а также приостановкой сборки внедорожников Lada 4х4 в связи с модернизацией технической линии по окраске этих машин. Кроме того, был сокращен выпуск Lada Samara и Priora — изменилась структура покупательского спроса, утверждают в компании. По данным аналитического агентства «Автостат», совместное предприятие GM-Avtovaz произвело за последний месяц весны 3500 легковушек.
Стоит отметить, что, несмотря на лидерство «АвтоВАЗа» на российском рынке, спрос на продукцию компании сокращается вместе с рынком. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за май, компания реализовала 38 025 машин, что на 18% меньше показателей того же месяца в 2012 году. За первые пять месяцев 2013 года «АвтоВАЗ» продал 189 552 машины — по сравнению с аналогичным периодом минувшего года уменьшение достигло 8%.
Самой популярной моделью на конвейере «АвтоВАЗа» остается бюджетный седан Lada Granta — в мае их выпущено 7345. В этот же период еще 3375 автомобилей Lada Granta были выпущены Ижевским автозаводом. Несмотря на общее сокращение продаж «Лад», популярность Granta растет — за пять месяцев 2013 года объем их продаж достиг 67 236 штук, что на 84% больше, чем годом ранее. На этом фоне продажи Kalina первого поколения и Priora упали на 38—45% (34 тыс. и 26 тыс машин соответственно).
В «АвтоВАЗе» пояснили, что сегмент автомобилей эконом-класса, в котором наиболее активно работает компания, первым ощущает на себе последствия спада экономического роста — компания не будет продавать больше автомобилей, чем может продать, пояснили «Газете.Ru» в пресс-центре «АвтоВАЗа».
Калининградский завод «Автотор», собирающий модели таких зарубежных компаний, как BMW, General Motors и Kia, в мае выпустил 19 092 автомобиля — на 14,4% меньше, чем в этом же месяце годом ранее. В мае на предприятии началась сборка премиального седана Hyundai Equus — переоборудование линии могло повлиять на производство других моделей компании.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что спад производства автомобилей в России не временное явление, а формирующаяся тенденция.
«В прошлом году рынок рос достаточно сильно, особенно в первые месяцы, а во второй половине года рост начал снижаться, сейчас этот процесс будет продолжаться», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
Удалов пояснил, что производители автомобилей опасаются повторения ситуации с переизбытком произведенных автомобилей. «Производители не хотят повторения сценария конца 2008—2009 годов, когда была серьезная «затоварка». Они строят прогнозы и видят, что роста рынка не будет, и снижают производство исходя из рыночного потенциала. Рынок этим летом будет точно ниже, чем в прошлом году», — заключил эксперт.
Схожей точки зрения придерживается директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив — эксперт считает, что спад производства оформляется в тенденцию, но есть определенные нюансы. «Те иномарки, которые производят здесь, а также отечественные машины останутся весьма конкурентоспособными и будут востребованы рынком, — объяснил специалист «Газете.Ru». — Но, помня о тех огромных стоках, которые распродавали весь первый квартал, а некоторые производители продают до сих пор, перепроизводство не имеет смысла: эти машины отправятся на сток или склад, их придется продавать со скидками».
«Надо немного притормозить, чтобы уже не было машин прошлого года, и начинать с нуля. Дальше по осени будет видно, а пока спрос является поводом для пессимистичных прогнозов на этот год», — пояснил Дацкив.
В мае российские продажи автомобилей резко упали: сокращение по сравнению с минувшим годом достигло 12,5%, что заставило экспертов скорректировать годовые прогнозы в сторону уменьшения. Если раньше утверждалось, что рынок сохранит текущие позиции, то теперь специалисты авторынка считают, что по итогам года продажи сократятся как минимум на 5%.