Новое исследование, опубликованное Фондом дорожной безопасности Американской ассоциации автомобилистов (AAA Foundation for traffic safety), установило, что современные развлекательные и коммуникационные системы в автомобилях позволяют водителям не отвлекать взгляд от дороги, но при этом сильно занимают мысли автомобилистов, что значительно ухудшает концентрацию водителя, а не улучшает ее.
Эксперты утверждают, что руки водителя остаются на руле, а глаза — на дороге, но мозг настолько сильно занят взаимодействием с гаджетом, что способность водителя оперативно реагировать на дорожную ситуацию и обрабатывать информацию значительно ограничена.
В испытаниях, проведенных с помощью ученых Университета Юты, приняли участие водители в возрасте от 18 до 30 лет, как мужчины, так и женщины. Испытания проводились как в реальных дорожных условиях, так и с помощью компьютерных симуляторов.
Получившееся 50-страничное исследование расставило различные функции автомобильных гаджетов по степени загруженности мыслительных процессов водителей. Так, водитель, не испытывающий влияния отвлекающих факторов, был принят за рейтинг загруженности, равный единице. Исходя из этого, аналогичный рейтинг получили другие виды деятельности за рулем: прослушивание радио (1,21), прослушивание аудиокниги (1,75), наличие пассажира в машине (2,33), разговор по телефону (2,45), разговор по телефону в режиме hands free (2,27) и ввод текстовой информации с помощью функции распознавания голоса (3,06). Для сравнения, рейтинг в пять единиц достался тесту на так называемый операционный охват, где испытуемые водители выполняли в уме простые арифметические действия и параллельно тестировались на память.
Эксперты AAA установили, что разговор водителя по телефону за рулем влияет на его реакцию так же, как содержание алкоголя в крови в пределах допустимого в США лимита (0,8 промилле).
Вместе с тем ученые утверждают, что в случае голосового ввода текста уровень отвлеченности водителя еще выше, а если текст вводится вручную, то такой эффект вообще превысил бы все возможные допустимые нормы.
Ученые установили, что у отвлеченных гаджетами водителей возникает эффект «туннельного зрения», когда водителя смотрят на дорогу только перед собой, но не видят многих опасностей вне этого поля зрения, в частности заметных в зеркалах заднего вида.
Между тем эксперты утверждают, что причина такого воздействия до конца не определена, но она может быть связана с тем, что управление системой при помощи голоса требует больших ресурсов, чем разговор с собеседником. Водителю приходится выстраивать реплику очень точно и продуманно, поскольку в противном случае система ее попросту не распознает: в отличие от реального собеседника она не может уточнить отдельный непонятный момент.
Общая обеспокоенность экспертов связана с растущим распространением разнообразных электронных гаджетов — многие автомобильные компании в последние годы акцентируют внимание покупателей именно на этих особенностях автомобилей.
Особенно важным элементом таких систем является голосовое управление, оно распространяется не только на ввод SMS-сообщений и писем электронной почты, но и для навигации или выбора настроек аудиоплеера. Сами автопроизводители утверждают, что такие системы позволяют водителям сохранять взгляд на дороге и не требуют ручного ввода — руки остаются на руле. Кроме повышения уровня безопасности в актив таких систем автокомпании записывают возможность для водителей всегда оставаться онлайн — для молодежи этот момент особенно актуален.
«Мы оказались на пороге надвигающегося кризиса безопасности для общественности, вызванного распространением таких автомобильных систем», — заявила представитель AAA Иоланда Кейд. На дорогах США отвлечение внимания водителей приводит к 3 тыс. смертей в ДТП — около 10% от общего числа в год. По данным консалтинговой фирмы IMS Automotive, в 2019 году более половины новых автомобилей будут оснащаться системами голосового управления электроникой.
Исследование AAA появилось на фоне презентации компании Apple, которая заявила о своих масштабных планах по выходу на рынок развлекательных систем в автомобилях
с помощью новой операционной системы iOS 7, которая будет иметь широкий арсенал по интеграции с автомобилями. Сейчас компания работает с 12 автомобильными марками, на машинах которых могут появиться системы Apple: Acura, Honda, Infiniti, Nissan, Chevrolet, Mercedes-Benz, Kia, Hyundai, Volvo Ferrari и Jaguar.
В свою очередь, представители Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA) в начале июня 2013 года предложили полностью запретить работу коммуникационных устройств и гаджетов во время движения автомобиля — в подтверждение своей точки зрения ведомство опубликовало 281-страничный отчет, составленный под эгидой департамента транспорта США. Пока перспектива этого предложения неизвестна.