Госкомпания Российские автомобильные дороги (ГК «Автодор»), отвечающая за эксплуатацию платных дорог, выступила в Госдуме с предложением внести изменения в законодательство в части эксплуатации автомагистралей.
Одна из основных идей, которую пропагандируют дорожники, заключается в том, чтобы поднять скоростной лимит на таких трассах со 110 км/ч до 130 км/ч.
В частности, в «Автодоре» считают, что повышение скорости снизит аварийность и разгрузит трафик. В компании ссылаются на опыт Евросоюза, где только в 5 из 27 стран на скоростных трассах есть ограничение в 110 км/ч или ниже.
Чиновники предлагают ввести повышение скоростного режима только на автомагистралях, где сейчас действует ограничение скорости в 110 км/ч (знаки выполнены на зеленом фоне). Это дороги высшей категории «I-А»: имеют по две полосы в каждом направлении, разделены металлическим отбойником.
В России есть всего несколько дорог, отвечающих этим требованиям. Из крупнейших федеральных трасс это только два платных отрезка трассы М-4 «Дон», территория Московской трассы М-2 «Крым», 98 км на М-9 «Балтия» от МКАД до Волоколамска. Полностью автомагистралью станет строящаяся новая дорога Москва — Санкт-Петербург. Также «Автодор» рассчитывает поднять скорость на отрезках М-4 в Краснодарском крае (11 км) и на М-1 в Подмосковье (12 км).
К магистралям относятся кольцевые Москвы и Санкт-Петербурга, однако на них нововведение распространять пока не планируется.
При этом, согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», расчетная скорость для дорог категории «I-А» составляет 150 км/ч.
На остальных загородных трассах скоростной режим останется прежним – 90 км/ч.
О планах поднять лимит скорости ГК «Автодор» объявил еще в прошлом году. Весной этого года МВД направило в правительство предложения о внесении соответствующих изменений в ПДД, которые должны были вступить в силу 1 мая. Однако накануне этой даты ГИБДД поспешила сообщить, что скоростной лимит пока остается прежним. Источники, знакомые с ситуацией, рассказали «Газете.Ru», что предложение забуксовало из-за бюрократической волокиты – одно из ведомств завернуло документ по формальному признаку и его вернули на доработку.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»), отвечающий в парламенте за законодательные инициативы в области безопасности дорожного движения, заявил, что повышение скоростного режима на магистралях – идея правильная и воплотится в жизнь уже в ближайшее время.
«Понятно, что это один из тех мотивов, который будет способствовать использованию платных дорог, — заявил Лысаков «Газете.Ru». – Ведь если скорость на платном участке такая же, как и везде, там прячутся гаишники и расставлены камеры, то какой смысл ими пользоваться? Конечно, повышение скорости разгрузит трафик, сократит время поездки и улучшит экологию. Это веяние времени и к этому надо приходить. Существующие ограничения скорости были приняты давно, когда машины не имели современных систем безопасности, как сейчас».
«Сейчас идет чисто бюрократическая работа, и эти изменения в правила уже на подходе», - подчеркнул депутат.
«Покажите сперва магистрали - у нас их очень мало, - сказал «Газете.Ru» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – А то, что под знаками автомагистрали, не всегда соответствует нормативным требованиям». Например, далеко не в идеальном состоянии находится скоростной участок трассы М-2 «Крым».
Одновременно с поднятием скоростного режима чиновники ГК «Автодор» предложили существенно ужесточить штрафные санкции за остановку транспортных средств на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки.
Дело в том, что только в 2012 году на двух трассах ГК «Автодор» М-1 и М-4 каждое десятое крупное ДТП произошло в связи с наездом на стоящее транспортное средство. В этих крушениях 85 человек погибли, еще 395 получили тяжелые увечья.
В «Автодоре» считают, что причина в маленьких штрафах. Если на скоростной трассе фура остановится в правом ряду, водителю грозит только штраф в 100 рублей. «Последствия таких столкновений ужасны», - констатируют в ведомстве.
Поэтому чиновники предложили опереться на опыт применения санкций за нарушения правил парковки в городских условиях, где с прошлого года штрафы подняли до 1500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга – до 3000 рублей.
Вячеслав Лысаков также поддержал эту идею и напомнил, что в первом чтении уже был принят его законопроект, согласно которому минимальный штраф увеличится со 100 до 500 рублей. «Парковка на скоростных магистралях должна быть запрещена, а у водителей должна быть мотивация не нарушать — нельзя позволять ставить там автомобили».