Национальная администрация дорожной безопасности США (NHTSA) направила компании Chrysler письмо с просьбой начать добровольную отзывную кампанию 2,7 млн внедорожников марки Jeep, входящей в состав Chrysler, сообщает Associated Press.
По мнению NHTSA, под сервисную кампанию должны попасть уже ставшие классическими модели Jeep Grand Cherokee 1994–2004 модельных годов, весьма популярных в России в эпоху 1990-х, и более новый компактный внедорожник Jeep Liberty 2002–2007 модельных годов.
По данным специалистов по безопасности, эти модели имеют неудачную конструкцию топливного бака, расположенного прямо за задним мостом внедорожников: при ударе сзади велика вероятность возгорания автомобиля. В NHTSA утверждают, что Jeep Grand Cherokee и Liberty в случае аварии показывают себя значительно хуже аналогичных моделей тех же лет — происходят утечки топлива, которые приводят к возгоранию машины и гибели людей.
NHTSA располагает данными о как минимум 32 случаях возгорания моделей Jeep Grand Cherokee после удара сзади, которые привели к гибели 44 человек и еще пяти случаях аналогичных пожаров в Jeep Liberty, в результате которых скончались еще семь человек.
Исходя из этих данных, в ведомстве утверждают, что смертность при таком сценарии ДТП почти в два раза выше, чем у пассажиров таких машин 1990-х, как Toyota 4Runner, Ford Explorer, Isuzu Trooper и Mitsubishi Montero (Pajero).
В своем письме представители NHTSA попросили отозвать упомянутые модели Jeep для устранения неисправности, но конкретного совета о том, как это лучше сделать, не предоставили.
Представители компании Chrysler опубликовали официальный ответ компании: «Упомянутые автомобили Jeep не имеют технических дефектов, их топливные системы не представляют никакой угрозы для автомобилистов». В компании дали понять, что обозначенные NHTSA внедорожники Jeep отзываться не будут.
Существует вероятность, что в Chrysler знали об этом проблеме: в 2005 году компания в результате модификации поместила топливные баки Grand Cherokee и Liberty перед задним мостом, так, что они не оказываются значительно деформированы при ударе сзади, но уже выпущенные машины было решено не модифицировать — такая кампания стала бы весьма дорогостоящей. К примеру, по оценкам аналитиков, схожая сервисная кампания Toyota в отношении 1,7 млн машин обошлась компании в $240 млн.
В Chrysler продолжают утверждать, что старые Jeep Grand Cherokee и Liberty являются одними из самых безопасных моделей своей эпохи и отвечают всем федеральным стандартам, которые действовали во время их выхода на рынок.
«По всей видимости, NHTSA пытается связать продукцию Chrysler с новым стандартом конструкции топливных баков, которого еще нет и который не существовал, когда указанные в письме автомобили выпускались», — считают в компании.
Стоит отметить, что NHTSA как орган способен лишь определить необходимость отзывной кампании и попросить производителя провести ее, но принудить к этому ведомство не может — для этого руководство NHTSA обращается в министерство юстиции США, которое подает в суд на протестующую компанию, но до этого редко доходит: автокомпании чаще предпочитают подчиниться без суда. При этом NHTSA все же может регулировать отзывную деятельность компании: в случае затягивания необходимого сервиса ведомство имеет право облагать автопроизводителя штрафами, но после показательной истории с взысканием $66 млн с компании Toyota, которая не смогла вовремя отозвать машины, все автокомпании предпочитают оперативно взаимодействовать с NHTSA.
Таким образом, подобное нежелание автопрозводителя сотрудничать с властными структурами — большая редкость для США.
Впрочем, компания Chrysler не в первый раз принимает такое решение: в 1996 году автомобили ее дочерней марки Dodge также привлекли внимание NHTSA, но в гораздо меньшем количестве — речь шла о 91 тыс. машин, у которых якобы был обнаружен дефект ремней безопасности. Тогда на Chrysler подали в суд и компания проиграла дело, но в 1998 году решение было пересмотрено в пользу Chrysler. Наиболее же крупным отказом проводить сервисную кампанию в последние годы стало решение компании Ford в 2011 году — производитель отказался провести сервисную кампанию по замене подушек безопасности пикапа F-150, которые срабатывали непредсказуемым образом. Через несколько месяцев компанию все же убедили в необходимости отзыва машин.
У Chrysler есть время до 18 июня — до этого срока компания должна дать финальный ответ NHTSA, после чего организация будет вправе обратиться в суд или министерство юстиции.