— Петр, расскажи для начала, какие есть способы пожаловаться в ГИБДД на водителя-нарушителя?
— Есть два варианта. Первый, письменный, мне кажется более хлопотным. В этом случае нужно послать заявление и имеющиеся фото-видеоматериалы по почте в ГИБДД или лично принести их в дежурную часть одного из батальонов ДПС, где их должны зарегистрировать. Второй вариант, который на самом деле ничем не хуже, это послать обращение в электронной форме через сайт ГИБДД, где для этого есть специальный раздел. Я советую обращаться именно туда, это быстрее и проще. Там можно приложить ссылки на какие-то материалы, и таким образом их не придется записывать на отдельный носитель, чтобы приложить к обычному письму. Каждому электронному сообщению с некоторых пор приписывается индивидуальный номер, по которому всегда можно отслеживать его состояние.
— Обязана ли ГИБДД вообще отвечать на подобные обращения автомобилистов, и если да, то в какой срок?
— Да, они обязаны ответить не более чем за 30 дней.
Как правило, они делают это и обычным письмом, и в электронной форме, причем в последнем случае письмо приходит не всегда, так что в основном это бумажная переписка.
— А вообще, насколько сложна процедура такого обращения, сколько времени она занимает?
— Абсолютно никаких проблем там нет. У меня лично это занимает около двух минут, потому что я писал обращения не один раз, и браузер запоминает ранее введенные данные. Перед отправкой мне нужно всего лишь указать дату, время, место и обстоятельство правонарушения, а также госномер нарушителя.
— Нужно ли указывать паспортные данные?
— В обязательном порядке только ФИО, но можно указать еще свой домашний или рабочий адрес, чтобы они могли прислать ответ, а также телефон.
— А есть ли опасения, что мои личные данные, если я жалуюсь на кого-то, станут известны нарушителю?
— Увы, сейчас у нас действует норма Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), согласно которой нарушитель имеет право знакомиться со всеми материалами административного дела, в том числе и с исходным заявлением. И если в нем указан адрес или номер телефона, то он их увидит. Мне самому многие нарушители звонят, не угрожают, но, скажем так, разговаривают за жизнь.
— Получается, что для того, чтобы гарантированно избежать неприятных звонков, лучше ограничиться полным именем и больше в заявлении ничего не писать?
— Да, в этом случае еще можно дать адрес электронной почты, чтобы был шанс получить хоть какой-то ответ. Хотя лично я всегда оставляю все свои данные вместе с номером телефона.
— Насколько такие жалобы эффективны в борьбе с автохамами и нарушителями ПДД? Можно ли надеяться на реальное наказание для нарушителя?
— На самом деле сейчас эта мера не очень эффективна.
Каждое обращение запускает большое количество бюрократических процедур. Они открывают административное дело на нарушителя, потом вызывают собственника машины повесткой, и часто все это так затягивается, что срок давности по административным правонарушениям, который составляет 60 дней с момента правонарушения, проходит. И тогда нарушитель остается безнаказанным. Поэтому практика таких обращений не приводит к наказанию большинства водителей-нарушителей. Часто они или выкидывают эту повестку, или не получают ее вовсе, в общем, тянут время как могут. Поэтому уйти от ответственности при нынешнем порядке совсем нетрудно.
— Но если все происходит так медленно, то что пишут в своем ответе, который должен быть дан в течение 30 дней, сотрудники ГИБДД?
— Они информируют о том, что административное дело возбуждено. А потом они уже присылают уведомление о результате, и, как правило, это истечение сроков давности. Но отказываться от этой практики все равно не стоит – чем больше заявлений будет в ГИБДД, тем быстрее будет принято решение о рассмотрении таких заявлений в упрощенном порядке, как будто это автоматическая камера фиксации правонарушений, по которым административное делопроизводство идет очень быстро. Тем более что по закону у нас есть такая возможность.
— Что вы имеете в виду?
— В КоАП написано, что упрощенная форма наказания, то есть формирование электронного постановления, или «письма счастья», может применяться в двух случаях: когда нарушение зафиксировали специальные средства, допустим, камера фиксации «Стрелка», и когда нарушение зафиксировано средствами фото-, видео- или киносъемки. Это очень важно, в законе такой порядок прописан, просто он не используется.
— То есть, если существует запись, можно выбрать упрощенный вариант?
— Да, но после подачи простого заявления таким способом воспользоваться нельзя. При наличии подтверждающей записи по закону они обязаны выписывать такое постановление в упрощенном режиме.
— Если человек отправляет жалобу по электронной почте, ему нужно будет потом самому куда-то идти и лично где-то присутствовать?
— В ГИБДД обычно только изредка вызывают. Раньше заявителей вызывали всегда, и это было связано с очевидными трудностями для заявителя – надо отпроситься с работы, приехать и отстоять в очереди – это реальная морока, и никто этим заниматься не хотел. Сейчас все гораздо проще.
— Иначе говоря, эта процедура постепенно шлифуется?
— Да, совершенно верно. Главное тут – не останавливаться и не говорить, что, поскольку сейчас это зачастую бесполезно, мы ничего делать не будем. Нужно активно вовлекать людей в эти действия. Понятно, что не все нарушения могут быть зафиксированы на фото и видео. Я противник фиксации на видео нарушений парковки под знаком. Когда человек стоит на зебре или остановке общественного транспорта, я считаю, что нужно штрафовать, а если человек стоит под запрещающим знаком и причины такого поведения неясны — я считаю, что делать этого не нужно. На видеорегистратор можно и нужно фиксировать только опасные нарушения: встречка, обочина, красный свет, не пропустил пешеходов, езда по разделительной полосе – такие нарушения, которые во многих случаях приводят к пробкам или вообще ДТП со смертельным исходом. Этот опыт еще даст о себе знать. Всего три года назад ГАИ вообще не реагировала на наши обращения.
— А когда они начали это делать?
— Когда мы вместе с «ведерками» начали ездить с видеорегистраторами: по понятным причинам нас тогда стали «прессовать». В объектив регистратора попадало множество нарушений чиновников. Мы их выкладывали в сеть и даже стали писать на них заявления в ГАИ, но никакой реакции не было, они нам даже не отвечали. Даже бумажного ответа не было.
Примерно в 2011 году Данила Линдэле (экс-координатор «синих ведерок», а сейчас помощник депутата Ильи Пономарева. — «Газета.Ru») сделал прекрасную вещь – он собрал нарушения депутатов, министров, всяких кинозвезд, музыкантов, очень известных людей и написал на них всех заявление в ГАИ. Поскольку эта история получила огласку, то гаишники были вынуждены отреагировать.
После этого практика самостоятельных обращений граждан стала более распространенной. Сейчас мы пришли к тому, что нужно сделать небольшой шаг, и вместо этого административного расследования и всей бюрократической волокиты просто выписываются «письма счастья» нарушителям. Еще раз повторю — так прописано в законе. Они оформляют бумажные постановления, а должны оформить его в виде электронного документа, подписать его цифровой подписью, распечатать и направить собственнику автомобиля по почте.
— Люди жалуются на всех подряд, в том числе на сотрудников ГИБДД. Может, на какие-то жалобы реагируют менее охотно, или в целом отношение вполне объективное: нахамил – тебя накажут?
— Если есть фото или видео, то гаишники даже на разбирают, кто нарушил, депутат или нет — неважно. Они просто действуют по закону. Видеозапись магически действует на инспектора – если есть третья сторона, которая независимо зафиксировала нарушение, и есть запись, то никаких вопросов у гаишников не будет. В исключительных случаях они могут затянуть дело, но если случай вопиющий, то они могут даже караулить водителя у подъезда, чтобы добиться дачи объяснений. Такие случаи тоже были, даже на Рублевке — из-за езды по разделительной полосе.