Идею внедрения в России платных дорог воплощает в жизнь госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). В ее ведение чиновники правительства передали две федеральные трассы — М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон». В течение нескольких лет госкомпания должна внедрять на этих трассах платные участки дорог. Пока за три года таких участков появилось всего два — в Липецкой области (414–464 км) и в Подмосковье на М-4 (48–71 км).
Именно к последнему участку в Московской области у автомобилистов было больше всего претензий: после введения платности у кабинок по сбору денег стали образовываться огромные пробки. В итоге под сомнение была поставлена вся идея платных дорог: люди отдавали деньги, чтобы постоять в пробке и за несколько минут пролететь 23-километровый отрезок.
В итоге в «Автодоре» решили радикально изменить систему сбора платы денег с водителей, чтобы как-то изменить ситуацию.
Напомним, этот отрезок был построен еще в 1999 году. Серьезно реконструировали его с 2008 года. Работы обошлись «Автодору» в 6 млрд рублей.
Участок расширили с четырех до шести полос (по три в каждом направлении) и разделили потоки металлическим отбойником. Ограничение скорости на платной магистрали — 110 км/ч. Согласно российскому законодательству, платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. На этом участке дублер проходит по старому Каширскому шоссе. Оба отрезка примерно одной длины, однако бесплатная дорога имеет всего две полосы (по одной в каждом направлении), а движение регулируется светофорами.
Официально этот отрезок заработал 15 мая прошлого года. До 1 октября он работал в тестовом режиме, и водители пользовались им бесплатно. До этого отлаживался процесс, чтобы введение платности не стало для автомобилистов неожиданностью и не спровоцировало пробки. Взимать плату с водителей стали только с 1 октября 2012 года.
Однако несмотря на длительную подготовку, избежать серьезных проблем с трафиком не удалось. В часы пик снижение средних скоростей движения транспорта на данном отрезке фиксировалось аналитиками в 3–5 км до пунктов приема оплаты.
По просьбе «Газеты.Ru» эксперты информационно-аналитического портала «Геожизнь» (занимается исследованием трафика в Москве) изучили ситуацию на платном участке «Дон» в сравнении с прошлым годом, когда плата не взималась. Так, средняя скорость в апреле 2012 года в будние дни при движении из Москвы составляла 27,9 км/ч и 23,2 — в сторону Москвы. Уже через год скорость при движении из Москвы упала до 18,5 км/ч, в Москву — до 17,1 км/ч.
«В будние дни снижение средних скоростей движения автомобилей на выбранном участке составило около 25% в обоих направлениях в сравнении с 2012 годом, — комментирует данные аналитики «Газете.Ru» ведущий эксперт «Геожизни» Михаил Каштанов. — Это существенный показатель, заметно превышающий средние значения ежегодного падения скоростей в Московском регионе».
Однако самые серьезные затруднения стали наблюдаться в выходные дни при движении в Москву: скорость за год на платном участке упала с 23,6 до 9,6 км/ч.
При этом из Москвы автомобили стали двигаться даже немного быстрее — темп езды вырос с 25,8 до 26,4 км/ч. «В сторону области снижения скоростей практически не происходит, а в сторону Москвы скорости продолжают падать, достигнув практически 40% от прошлогоднего значения, — продолжает Каштанов. — Причину проблем здесь следует искать не в интенсивности потока, а в организации движения на платном участке магистрали. Например, в частичном перекрытии проезжей части или в резком снижении пропускной способности пунктов оплаты проезда».
В ГК «Автодор» «Газете.Ru» сообщили, что проблемы с заторами у пунктов оплаты были до мая этого года.
Однако с 26 апреля на участке заработала новая организация движения, пробки исчезли.
«У нас действительно были проблемы в часы пиковой загрузки на пунктах сбора платы, — заявила глава пресс-службы ведомства Екатерина Варенова. — Это было связано с резким ростом трафика на дороге М-4 «Дон» после ее реконструкции. В прошлом году рост трафика на платном участке в Подмосковье за счет транзитных автомобилей, перешедших на трассу «Дон» с соседних федеральных и региональных направлений, достигал 20% в сравнении с предыдущим годом. Однако после того, как в конце апреля был введен в строй объединенный пункт сбора платы, пропускная способность шлюзов взиманию платы была существенно увеличена, и даже в часы пик перед пунктами оплаты заторов не было».
Журналист «Газеты.Ru» побывал на этом участке после введения новой системы сбора платы. Если раньше пункты были на въезде и выезде с платного участка, то теперь их объединили в один — на 71-м километре. Кроме того, количество шлюзов (кабинок для оплаты проезда) увеличили с 10 до 28.
Когда подъезжаешь к пункту оплаты, то сначала теряешься — как будто въезжаешь в населенный пункт.
Здесь своя отдельная жизнь: 28 шлюзов, оборудованных шлагбаумами, кассиры, собирающие оплату за проезд. Здесь же несколько домиков, в которых отдыхают сотрудники, обслуживающие платный участок. Кроме того, здесь достраивают огромный надземный пешеходный переход — довольно неудобный, с крутыми металлическими порожками.
Кабинки работают по принципу реверсивного движения: в час пик количество работающих в одну сторону увеличивается. Пока переключения происходит вручную — рабочие просто перетаскивают красно-белые полимерные блоки. Через месяц «Автодор» обещает установить автоматическую систему, которая будет разделять потоки нажатием одной кнопки.
На протяжении всего пути от Москвы в сторону юга по М-4 в вечерний час пик идет плотный поток. При подъезде к «городку с кабинками» машины разъезжаются по шлюзам. В итоге у одной кабинки скапливается не более трех-пяти машин. 18 кабинок в пиковые нагрузки за час успевают обслужить до 3,5 тыс. автомобилей. Расчет наличными длится в среднем 12,5 секунды. Те, кто пользуется транспондерами (абонентская карточка, крепится на лобовом стекле), проезжают без остановки.
В ГК «Автодор» прогнозируют, что новая схема организации проезда пунктов взимания платы увеличит пропускную способность вдвое.
Блиц-опрос автомобилистов показал, что ситуация действительно улучшилась. Однако полностью от пробок участок, видимо, избавить не удалось. «Выехал 1 мая в 4 утра. Пробка была жуткая! — рассказал «Газете.Ru» один из водителей. — Объехал по старой Каширке. Друзья ехали по прямой. Итог: 23 км проехали за три часа». «1 мая 8 часов ехал до конца Московской области, в другие дни сильных проблем не будет, но придется постоять немного», — рассказал столичный автомобилист Антон Решетов.
«В Подмосковье сейчас нормально, но жуткие пробки теперь на выезде из Воронежа на Ростов (и так будет до Олимпиады), — поделился впечатлениями еще один водитель. – Оплату берут теперь в конце участка и сделали несколько реверсивных полос, поэтому с проездом все ок».
Стоимость проезда по М-4 в Московской области варьируется в зависимости от категории автомобиля. Для легковых с разрешенной массой до 3,5 т в период с 00.00 до 07.00 — 10 рублей, а в период с 07.00 до 00.00 — 30 рублей. Для грузовиков весом от 3,5 до 8 т проезд стоит 20 рублей ночью и 40 рублей — днем. Фурам весом более 8 т разрешат проехать по участку за 40 рублей ночью и 120 рублей — днем.
«Ловить надо крупную рыбу, и платные участки организовывать от города, где выше интенсивность, — говорит «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов. — Слишком дорого и нерентабельно содержать маленький участок. У нас есть особенность — делать платную дорогу во имя того, чтобы она была платной. Надо привлекать платные инвестиции, а не государственные деньги. Виноваты не дорожники, а политика государства: длинные инвестиции в России просто невыгодны. Поэтому нужно менять форму концессионных соглашений. Сейчас это очень большие риски. В Европе у инвестора риски сведены к минимуму. Но увы, с платными дорогами мы опоздали лет на сорок».