Маркетологи говорят, что есть усредненный портрет российского автолюбителя. То есть в среднем русским, например, нравятся машины с багажником. Европейцам якобы больше по душе хетчбэки, а вот американцы тоже любят седаны. Специалисты считают, что вообще мы с американцами близки по сложившимся автомобильным предпочтениям. Нам тоже нравятся очень большие внедорожники (огромный Infiniti QX, например, в Европе вообще не продается – только в Штатах, на Ближнем Востоке и у нас).
Упомянутые выше седаны – опять же Штаты и Россия. Мы считаем размер колеса в дюймах. И вряд ли кто-то с ходу поймет, если сказать, что колеса вашей машины размером почти в 51 сантиметр. 20 дюймов – другое дело. И вот, последние пять лет производители стали выводить на наш рынок недоступные раньше по официальным каналам американские машины. Если быть точнее, то автомобили, сделанные изначально для американского рынка: Lexus LX и GX, та же QX от Infiniti (люксовый вариант Nissan Patrol, который тоже у нас продается) и т. д.
Не знаю, насколько точны выкладки профессиональных знатоков рынка, но как по мне, то по вкусам мы похожи на жителей США процентов на 50. Я лично люблю американские машины. Мягкая подвеска, селектор коробки передач на рулевой колонке, бензиновые двигатели большого объема, даже кресла без намека на боковую поддержку. Есть во всем этом свобода, что ли. А в привычке мерить расход топлива в милях, которые машина способна проехать на галлоне топлива мне вообще видится глубокий смысл. На первый взгляд, какая разница, как считать: сколько литров ты потратишь на 100 км пути, или сколько миль проедешь на одном галлоне? Но в наших 100 километрах есть какая-то ограниченность. Мы думаем прежде всего, сколько потратим топлива. А американцы – как далеко можно уехать на полном баке.
С другой стороны, не всякая американская машина понятна нашему покупателю. Машины марки Dodge в этом смысле могут служить почти идеальным примером: на европейском рынке почти не продавались; в Россию заезжали, но все как-то несмело. В Штатах под маркой Dodge продается семь моделей. У нас до последнего времени продавался Caliber, но и он бестселлером не стал. Надо сказать, и в Америке у Chrysler дела шли неидеально. Вначале едва не запустили процедуру банкротства, но в 2011–2012 годах все вроде обошлось: удалось продаться итальянскому Fiat. И вот Fiat, который в жизни не продавал ничего длиннее 4,5 метров (и то это полукоммерческий Doblo), теперь повез в Италию и Россию 5-метровый Dodge Journey.
И если в России эта машина осталась со своим родным именем, то в Италии стала называться Fiat Freemont. Семиместный Fiat с колесной базой почти три метра. Звучит как «балерина с 46-м размером ноги».
Но вернемся в Россию. Dodge Journey нового поколения утратил возможность передвигаться только на переднем приводе. Доехала версия Dodge Journey R/T (семь мест) с двигателем 3,6 литра с автоматически подключающимися задними колесами (при пробуксовке передних). Еще по дороге из США подросла цена: эта версия Journey стоит в Штатах немногим меньше миллиона рублей, у нас по традиции – на 70 процентов дороже.
В целом дома машина позиционируется как минивэн с небольшими внедорожными возможностями (с клиренсом чуть меньше 20 см). В России же она попала в не пойми какое поле: по объему двигателя, размеру, внешнему виду и цене вроде бы кроссовер; по ходовым качествам – 100% минивэн (ну, может, чуть резвее, чем минивэн). Но при цене почти в 1 млн 600 тыс. рублей автомобиль заехал на территорию кроссовера Toyota Highlander (1 млн 690 тыс. рублей). Об этом чуть ниже.
Если убрать всякие ценовые и прочие рыночные выкладки, то в чистом остатке имеем довольно приличный автомобиль. Он хорошо сложен и продуман для того, чтобы возить семью из 4–6 человек. Большое расстояние между первым и вторым рядом сидений, два приличных по размеру пассажирских места в багажнике, которые складываются, образуя абсолютно ровный пол и расширяя багажный отсек до 758 литров полезного объема. Удобная посадка-высадка, по-легковому закрывающиеся нетяжелые двери.
Еще из полезного – отдельные воздуховоды и регулировка климата на втором ряду сидений, дополнительное водительское зеркало на передней верхней консоли: оно позволяет следить за обитателями задних рядов, не отвлекаясь от дороги.
Машина по-американски неспешно рулится. Подвеска, хоть и перенастроена на вкусы европейского потребителя (то есть более жесткая, чем любят дома), осталась немного валкой.
Не настолько, чтобы вы заблевали переднюю панель, но самый раз, чтобы отрабатывать кочки без сильных толчков в салоне. Расплатой за это послужили заметные боковые крены при поворотах. Но, с другой стороны, не надо на дороге заниматься слаломом — и будете в полном порядке.
Насчет слалома: атмосферный двигатель 3,6 литра имеет мощность в 280 л. с. (что, кстати, предполагает совсем не семейный налог больше чем в 40 тыс. рублей в год — на вторичном рынке за этой машиной очереди не будет). Мощности хватает для разгона до сотни за 8,4 секунды. Но если вам нравится чувствовать себя гонщиком, то никаких паспортных 16 литров на 100 км вы не получите.
Каждое нажатие педали в пол отзовется стоном вашего кошелька. При таком движении по городу можно выехать и все 25 литров.
Кроме всего прочего, любителям слалома сообщаю, что, по моим субъективным ощущениям, Dodge Journey не очень любит тормозить. То есть не до такой степени, чтобы это влияло на безопасность, но к тому, как реагирует на педаль двухтонная машина, надо привыкнуть.
Есть еще несколько особенностей, к которым надо привыкнуть. Во-первых, это отсутствие правого рычага на рулевой колонке. Когда русский автолюбитель хочет включить «дворники», он машет рукой в пустоте. Всю нагрузку в Dodge Journey взял на себя левый рычаг: он управляет поворотниками, он же включает передние стеклоочистители, он же и задние. Во-вторых (и это поражает воображение), лючок бензобака не отпирается из салона. Чтобы заправиться, вам надо отковырять специальный ключ из брелка (вообще машина оборудована системой бесключевого доступа и кнопкой старт-стоп).
На брелке есть маленькая защелка, которую надо сдвинуть вбок, одновременно ногтем подцепив ключ. Короче, если по каким-то причинам вы стрижете ногти коротко, то учитесь крепко сжимать ягодицы. По-другому никак.
И напоследок поверхностное сравнение с Toyota Highlander, в чьей ценовой категории оказался Dodge Journey в России. По техническим характеристикам все довольно близко. По управляемости и эргономике Toyota и наш герой тоже похожи. За 1 млн 690 тыс. в «Тойоте» будет салон, обитый тканью. В Dodge Journey (он примерно на 90 тыс. дешевле) кожа. С другой стороны, Toyota имеет постоянный полный привод, что при похожей топливной экономичности может оказаться преимуществом.