Операция «Автомобиль» проводилась в Москве с 10 по 27 апреля. В это время стражи порядка делали акцент на раскрытие преступлений, связанных с автотранспортом, и во вторник рассказали об итогах своей работы.
«За 17 дней раскрыто 75 краж автомобилей, 23 угона, по 3 грабежа и разбойных нападения, а также 8 фактов мошенничества с целью завладения автотранспортом. Таким образом, в общей сложности раскрыто 109 преступлений такого рода», — сообщил замначальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве Филипп Немов.
Стражи порядка проверяли места возможного отстоя и разукомплектования машин, куда злоумышленники, как правило, пригоняют похищенный автомобиль после угона. Там ему готовят новые документы и затем перегоняют в другой регион для продажи или просто разбирают на запчасти. В общей сложности было проведено около девяти тысяч подобных проверок.
«Сотрудникам УВД по ЮАО удалось ликвидировать две «разборки», в том числе в потребительском автостояночном кооперативе (ПАСК) «Радиотехник», на территории которого обнаружены две автомашины — Mazda 3 и Mercedes-Benz ML. На второй «разборке» выявлены три ангара, где производилось разукомплектование автомашин марки Lexus.
В результате обыска было обнаружено 110 бамперов, 20 двигателей и один целый автомобиль Lexus», — рассказал Немов.
Кроме того, еще «два ангара» для разборки похищенных машин в «новой Москве» выявили сотрудники УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам. По этому эпизоду арестовано 6 человек. В ходе обыска полицейские обнаружили автомобиль BMW Х6 и частично разукомплектованный BMW Х5, пять двигателей и один кузов от автомобилей BMW X5, блок спутниковой сигнализации от Mercedes-Benz С-350, одну автомагнитолу и две сервисные книжки.
По словам Немова, за период проведения спецоперации в Москве зарегистрировано 195 аналогичных преступлений, что заметно меньше обычной нормы. «В результате спецоперации в суточном эквиваленте количество хищений автотранспорта сократилось вдвое. Среди них 158 краж, 22 угона автомобилей, а также два грабежа, четыре разбойных нападения и девять фактов мошенничества с целью завладения автотранспортом», — рассказал он.
«Полностью искоренить этот криминальный бизнес невозможно, и все, что могут сотрудники ГИБДД, — это его хоть как-то ограничить, — комментирует «Газете.Ru» итоги спецоперации активист движения «синие ведерки» Петр Шкуматов. – Если взглянуть на статистику угонов, то последние годы она держится примерно на одном уровне. И никакие спецоперации тут не могут что-то радикально изменить.
Проблема здесь в том, что очень часто злоумышленники в этой сфере вообще отделываются условным или административным наказанием. Доказать, что ты разобрал чужую машину в гараже с целью хищения или сбыта, довольно трудно.
Может, просто хотел посмотреть, что там внутри, и сделал это с целью самообразования. А без корыстного мотива и наказание будет очень маленьким».
По его словам, проведение подобных спецопераций предусматривает мобилизацию больших сил и средств полиции, поэтому они не могут проводиться слишком часто. «Сами оперативники неофициально жалуются, что зачем все это надо, если преступников никто не сажает. У них просто нет стимулов. Не так давно полицейские в Нижегородской области, задержавшие банду угонщиков из Азербайджана, вскоре после этого по каким-то причинам оказались кто без работы, а кто и вовсе за решеткой, — рассказал Шкуматов. — При этом самих угонщиков отпустили на свободу».
В свою очередь, замначальника УГИБДД Москвы Виктор Коваленко рассказал, что в ходе спецоперации особое внимание уделялось проверке автомобилей с прибалтийскими номерами.
«Проблема, связанная с массовым наплывом таких автомобилей в Москву, появилась в середине 2012 года, — рассказал Коваленко. — Она связана с отменой транспортного налога в этих странах на автомобили категории выше «евро-3». Первыми, кто стал покупать такие машины, стали граждане среднеазиатских республик, которые работали дворниками и на стройках, которые подрабатывают на таких автомобилях как на нелегальных такси.
В результате в Россию из стран Балтии хлынул еврохлам».
По его словам, такие машины таят в себе повышенную опасность, так как они, как правило, не проходят техосмотра и качественного ремонта. Чтобы ввезти в Россию подобную иномарку, достаточно просто пройти таможню, где выдается разрешение на эксплуатацию на срок от 3 до 6 месяцев. При этом в ГИБДД пока нет базы данных владельцев машин с прибалтийскими номерами, и, когда камеры фотовидеофиксации ловят их владельцев на нарушении ПДД, отправлять штраф просто некому.
«В ходе спецоперации было проверено более полутора тысяч таких машин, а также несколько тысяч автомобилей с номерами стран СНГ. У значительной части выявлены нарушения, составлены протоколы», — отметил Коваленко.
Он подчеркнул, что в самое ближайшее время будет принято решение об объединении баз данных таможни и МВД, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. «Так что в ближайшее время будем понимать, кто собственник, откуда завозятся автомашины», — добавил Коваленко.
Петр Шкуматов признает проблему большого количества машин с прибалтийскими номерами, но считает, что первопричины подобного явления другие. «Схема с этими номерами, в подавляющем большинстве литовскими, существует уже лет 20, — считает он. – Она стала популярна не из-за транспортного налога, а тогда, когда департамент транспорта Москвы начал штрафовать водителей направо и налево. Даже когда в Москве появились комплексы фотовидеофиксации «Стрелка», литовских номеров почти не было, зато в последнее время, когда эти комплексы стали мобильными, таких машин стало гораздо больше. На самом деле способов борьбы с подобными автомобилями, по сути, все равно нет: для этого надо выйти из Венской конвенции по безопасности дорожного движения, то есть вообще перестать пускать к нам машины с иностранными номерами».
Кроме того, зам. главы столичной ГИБДД рассказал о том, какие машины чаще всего выбирают столичные угонщики.
По словам Коваленко, в прошлом году больше всего в Москве угоняли автомобили производства «АвтоВАЗа», а также японские марки.
«Повышенным спросом у угонщиков пользуются автомобили марки «ВАЗ». Они составляют 15% от общего числа хищений, на втором месте Mazda — 12%, затем Mitsubishi — 10%, Toyota — 9%, Honda и «ГАЗ» по 7%, Hyundai — 5%; Kia, Daewoo и Lexus по 3%».
По словам Коваленко, реже всего угоняют автомобили марок Mercedes и Suzuki. «От общего числа хищений автомобили этих марок составляют 2%», — добавил он.
Данные полиции в целом совпадают и со статистикой страховых компаний, которые уже не первый год фиксируют у угонщиков повышенный спрос на японские автомобили.