В четверг, 25 апреля, в Москве состоялась пресс-конференция, на которой московские чиновники отчитались о результатах запрета движения большегрузных фур по МКАД в дневное время.
С 1 марта 2013 года московские власти запретили транзитным грузовикам массой более 12 тонн въезд на территорию столицы, ограниченную МКАД, с 6.00 до 22.00. Штраф за это нарушение сейчас составляет 1 тыс. рублей. Позже, с 1 мая, этот запрет будет распространяться на все грузовики, а не только на транзитные, а штраф для нарушителей должен возрасти. «У нас с 1 мая штраф повысится до 2 тысяч рублей, с 1 июня — до 3 тысяч рублей, с 1 июля — до 5 тысяч рублей», — заявил заместитель руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Савченко.
По его словам, штрафы выписываются в больших количествах.
«Органы ГАИ ежедневно выписывают 5—10 тысяч штрафов за административные правонарушения», — сказал чиновник.
В свою очередь, врио начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения столичного управления ГИБДД Владимир Бондарев отметил, что с момента введения ограничений на движение фур (1 марта), московские власти собрали в виде штрафов около 48 млн рублей.
Чиновники утверждают, что город не ставит перед собой задачу пополнить штрафами московский бюджет. «Цели города — не собрать штрафы. Москва — богатый город с большим бюджетом», — сказал Савченко.
По словам чиновника, собранные средства будут направлены на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
В ближайшей перспективе запрет ужесточится еще больше. Помимо увеличения штрафов ограничения на движение фур в пределах МКАД попадет под влияние сезонного фактора: у столичных автомобилистов начинается дачный сезон. В этой связи с 1 мая по 1 октября по пятницам, субботам и воскресеньям, а также накануне и в нерабочие праздники запрет будет действовать на два часа дольше — с 6.00 до 24.00.
Помимо прочего Савченко напомнил о пропусках, которые позволяют ездить по МКАД круглосуточно: с 1 марта Центр организации дорожного движения Москвы выдал 2872 таких документа, а Центр безопасности дорожного движения Московской области — 8897 пропусков. В свою очередь, ранее представители сообщества дальнобойщиков говорили о коррупционной составляющей в процессе получения этих документов.
Рассуждая о ситуации с фурами в Москве, Савченко провел параллели с крупными городами Европы. «По нашим расчетам, треть грузовиков, находящихся в Москве, лишние. Заедьте в Берлин, заедьте в Лондон — вы там грузовиков днем не увидите», — отметил чиновник.
По словам Савченко, Москве уже удалось добиться значительных результатов днем количество фур на МКАД сократилось на 11 тыс. (–34%), а ночью выросло на 6 тыс. (+75%). При этом чиновник апеллировал к мнению горожан, он рассказал, что около половины москвичей заметили, что грузовиков на МКАД стало меньше, — такие данные получил в ходе опроса холдинг «Ромир».
Московские власти и ранее заявляли, что запрет на езду фур по МКАД продуктивно сказался на скорости движения транспорта по этой магистрали, но независимые эксперты поставили правдивость этих сведений под вопрос: их собственные исследования указали, что улучшения оказались незначительными и почти никак не отразились на транспортной ситуации на МКАД.
Примечательно, что исследования показали, что передвигающиеся по Москве грузовики заполнены только на четверть
— об этом на пресс-конференции рассказал руководитель проекта Strategy Partners Group Михаил Нохрин. По его данным, 56% грузовых машин идут пустыми либо едут на разгрузку, либо возвращаются разгруженными, но об обратной загрузке речь не идет, сказал Нохрин. Остальные грузовики загружены в среднем на 55%, утверждает эксперт.
По информации Strategic Partners Group, 35% грузовиков в столице являются транзитными. Для сравнения, доля транзита на площадках ОАО РЖД в Москве достигает отметки в 65%. 40% перевозок в Москве составляют перевозки продуктов питания и народного потребления, рассказал Нохрин. Он заявил, что нужно создать условия для повышения среднего уровня загрузки автомобилей, что, в свою очередь, снизит лишний трафик в масштабе города.
Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что для водителей легковушек транспортная ситуация на МКАД могла действительно улучшиться, но проблема имеет большие последствия. «Да, действительно, если смотреть из кабины легковушки, то грузовиков стало меньше, но переезды и пересечения с федералками стали временами стоять наглухо. Объясняется это очень просто: причина пробок на МКАДе не только и не столько грузовики, а организация самого движения, навыки водителей легковушек и масса сопутствующих факторов».
«Эти радужные заявления департамента транспорта, что это никак не отразилось на стоимости товаров в магазинах, — это неправда. Постепенно стоимость перевозимых грузов возрастает, для малообеспеченных слоев населения это особенно ощутимо», — посетовал Войтко.