Авторами исследования стали специалисты из Политехнического института транспорта штата Вирджиния, США. По их данным, количество аварий, связанных с усталостью водителей, приближается к 20% от общего числа, а не составляет 2–3%, как ранее устанавливали другие исследования и опросы на аналогичную тематику.
Исследование «100-car naturalistic study» — «Изучение 100 автовладельцев в реальных условиях» — проводилось в течение двух лет при участии департамента транспорта штата и Национальной администрацией дорожной безопасности США. Схема его проведения позволяет пристально наблюдать за водителями без непосредственного вмешательства в их жизнь.
В зависимости от цели исследования тип собираемой информации в рамках «100-car naturalistic study» может меняться, но схема остается прежней. Ранее с помощью «100-car naturalistic study» были установлены особенности столкновений с впереди идущим автомобилем, влияние гаджетов на внимание водителей, а также возрастные проблемы среди автомобилистов.
В исследовании приняли участие 100 владельцев автомобилей из штата Вирджиния и Вашингтона: на их машины были установлены пять видеокамер, системы предупреждения столкновения в передней и задней частях автомобиля, несколько акселерометров, системы отслеживания движения по полосе и сетевой сенсор.
Поскольку за участниками исследования наблюдали в течение продолжительного времени, предположительно нескольких месяцев, в работе невольно поучаствовали друзья и члены семей испытуемых водителей — их число достигло 132 человек. Таким образом, специалистам университета удалось собрать данные о 232 водителях.
Для исследования специалисты института постарались привлечь как можно больше водителей в возрасте до 25 лет, а также автомобилистов, чей годовой пробег больше среднего по стране.
В ходе исследования стало известно, что в группе риска в особенности находятся молодые водители, в возрасте от 18 до 20 лет. Ученые связывают это с тем, что в этом возрасте режим сна молодых людей часто смещается в сторону ночи, тогда как утром им все равно нужно идти на учебу или работу. Данное обстоятельство привело к тому, что показатель дневной усталости среди молодежи оказался заметно выше, чем среди более возрастных водителей. По мнению ученых, более взрослые автомобилисты в силу жизненного опыта лучше умеют справляться с трудностями дневного распорядка и усталостью.
«Больше всего всех удивила распространённость усталости среди водителей днем. Нам удалось зафиксировать гораздо больше аварий или близких к ДТП ситуаций, связанных с усталостью днем, нежели в ночное время»,
— заявил Чарли Клауэр, глава группы исследователей института, представляющий Центр безопасности незащищенных участников движения.
«С помощью исследования нам впервые удалось проследить за поведением водителей до аварии. В 20% всех произошедших ДТП и в 16% всех близких к аварии ситуаций у водителей наблюдались явные признаки усталости: закрытые глаза, «клевание» носом, «отключение» лицевой мускулатуры, а также краткосрочные моменты сна, когда у водителей медленно закрываются глаза, но вскоре открываются вновь. Это не просто зевота или что-то в этом духе — водители действительно спят в этот момент», — рассказал ученый.
В ходе исследования эксперты изучили 110 тыс. ситуаций, в которых оказались испытуемые водители. Из них особенно важны были 10,5 тыс. случаев, когда водители все же попали в аварию (82 раза) или им едва удалось избежать ДТП (761 раз), а также экстренные ситуации (8,2 тыс. раз) и еще некоторые потенциально опасные ситуации — например, когда водитель не останавливался на знаке «стоп», но других участников движения рядом не было (1,4 тыс. раз).
Кроме того, ученые случайным образом выбрали 20 тысю 6-секундных отрывков наблюдений всех водителей, чтобы установить количество случаев, когда водители демонстрируют признаки сильной усталости, но аварии при этом не происходят.
38 принявших участие в исследовании водителей оказались участниками аварии, связанной с усталостью, или были близки к этому, из них 11 человек стали виновниками 58% всех аварий или близких к ДТП ситуаций в рамках исследования.
«Если распространить данные нашего исследования на все население в целом, можно утверждать, что управление машиной в состоянии усталости увеличивает шанс попасть в ДТП в 4 раза», — заявил глава Политехнического института транспорта штата Вирджиния Том Дингус.
В настоящее время специалисты института работают над исследованием водителей в возрасте от 16 до 18 лет. Целью работы является попытка выяснить влияние водительского опыта на управление автомобилем, а также определить их способность ездить в трудных условиях, таких как ночное время.