В Пятигорске во вторник прошло второе заседание по громкому уголовному делу по факту ДТП, в котором 4 ноября прошлого года погибли четыре человека. Обвиняемый, выехавший на встречную полосу за отбойники и протаранивший ехавший по ней автомобиль подполковник ФСБ Максим Свенский, на первом заседании 11 апреля признал свою вину, отметив, что регулярно ездил за рулем нетрезвым.
О том, что рассказали свидетели, выступавшие в понедельник в Пятигорском гарнизонном военном суде, «Газете.Ru» рассказала знакомая погибших в аварии Наталья Кулакова. В частности, суд допросил врача-нарколога, которая освидетельствовала пьяного Свенского. Оказалось, что исследование проводилось 5 ноября в 2.55 ночи, то есть спустя почти 3,5 часа после аварии и лишь при помощи алкотестера, то есть без анализа крови. «Первое исследование показало у него 0,91 мг (алкоголя) на литр выдыхаемого воздуха, второе, спустя 20 минут уже 0,84 мг/л», — рассказала Кулакова.
Если бы у Свенского взяли анализ крови, в ней бы нашли около двух промилле алкоголя
— для этого данные, полученные на алкотестере достаточно умножить в два раза. По словам Кулаковой, анализ крови не был проведен из-за того, что следователь Лобашев, направивший Свенского на освидетельствование, не дал на этот счет конкретных указаний. Подполковник в момент медпроцедур находился в сознании.
Кроме того, стало понятно, почему чекиста, устроившего смертельную аварию, до сих пор формально не лишили водительских прав. Оказывается, что после ДТП пропала его борсетка со всеми документами. Без них суд не может рассмотреть административное дело о лишении права управлять автомобилем. «Во время медосвидетельствования его личность установили благодаря копии паспорта, причем непонятно, откуда эта копия появилась и кто ее предоставил врачу», — отметила Кулакова. Сама свидетельница ответить на этот вопрос не смогла.
Кроме того, по словам Кулаковой, медик дала исчерпывающий ответ на вопрос, как могла повлиять на анализы Свенского спиртовая настойка пустырника, которую он принял почти сразу после ДТП. После аварии жена обвиняемого заявляла, что именно из-за нее у подполковника было диагностировано опьянение, а на самом деле он был трезв. «Врач сообщила суду, что половина пузырька этой настойки дали бы при первом анализе 0,01 мг/л, а при повторном алкотестер и вовсе бы ничего не показал, то есть разговоры о том, что настойка могла исказить данные исследования, мягко говоря, несостоятельны», — рассказала Кулакова.
По ее словам, выступавшие в понедельник очевидцы аварии явно нервничали, а один из главных свидетелей, на глазах которого произошло ДТП, и вовсе отказался приезжать в Пятигорск из-за боязни за собственную жизнь. «Это водитель из Адыгеи, который проезжал по тому участку в момент аварии и видел, как все происходило. Его дважды уже приглашали в Пятигорск, но он отказывается ехать, — рассказала она. —
Когда ему звонили родственники погибших и приглашали приехать на суд, он ответил буквально следующее: «Я еще хочу жить. Если давать показания здесь (в Адыгее. — «Газета.Ru»), я готов выступить, а в суд я не поеду».
Знакомая погибших поделилась, что ей уже намекали: не стоит так глубоко вникать в тонкости дела. «Ты договоришься, зачем ты всем этим занимаешься, ты воспитываешь ребенка, ну и воспитывай спокойно, не лезь туда — примерно так мне через знакомых говорят люди, которые работают в органах, — рассказала женщина. — И я прекрасно понимаю и этого свидетеля из Адыгеи, и других людей, связанных с этим делом, которые тоже говорят, что боятся». По ее словам, один из выступивших во вторник свидетелей прямо сказал, что на него оказывалось давление. Когда судья поинтересовался, в чем оно заключалось, то мужчина сообщил, что его попытались обвинить в краже пропавшей борсетки. «Ни адвокаты Свенского, ни судья дальше даже не стали что-то уточнять, чья хотя бы борсетка и кто ему угрожал, — недоумевает Кулакова. — Чувствуется, что человек переживает за себя и свою семью. Все свидетели аварии, которые сегодня выступили в суде, просили особо не распространяться об их показаниях, чтобы их больше не вызывал следователь. Люди запуганы».
Одна из свидетельниц — бармен кафе «1001 ночь» — рассказала в суде, что Свенский вечером перед аварией приехал в заведение уже пьяным. «По ее словам, в начале девятого вечера нетрезвый подполковник приехал вместе с другом и уединился в кабинке, где они отдыхали около 40 минут, — сообщила Кулакова. — После этого они уехали, но спустя примерно полчаса Свенский вернулся в кафе еще на 15 минут.
Перед отъездом Свенского бармен предложила ему вызвать такси, так как подполковник едва стоял на ногах, но тот ответил, что он сам за рулем.
Свидетельница видела, как он сел за руль и направился в сторону рынка «Руслан», то есть в противоположную от аварии». Сколько и что пил Свенский — бармен не знает.
Кулакова считает, что в целом поведение Свенского, который на первом заседании признал вину и извинялся за содеянное, не говорит о том, что он раскаялся. «Поведение его адвокатов, которые обвиняли СМИ в травле Свенского, уже многих возмутило, — отметила Кулакова. — А как же погибшие молодые ребята? Их ни во что не ставят? Если бы он был настоящим офицером, у него не было бы двух дорогостоящих адвокатов, а сам он бы падал в ноги родителям и не возражал против максимального наказания. А они стали сразу говорить, что у него больная мама, дети, жена не работает, но зачем на этом играть?»
Напомним, что ДТП с участием Свенского произошло 4 ноября 2012 года на 348-м километре федеральной трассы «Кавказ», в районе поворота к аэропорту Минеральных Вод. Около 23.30 Свенский за рулем кроссовера Honda CR-V, находясь на встречной полосе трассы, которая в этом месте разделена высоким отбойником, совершил лобовое столкновение с автомобилем ВАЗ-2114. От сильнейшего удара находившиеся в легковушке Виктория Кунак, Елена Солодько, Сергей Шейранов, Василий Луценко погибли на месте. Сам Свенский благодаря системам безопасности его машины получил травмы средней степени тяжести и спустя несколько недель выписался из больницы.
По факту аварии расположенный в Пятигорске 55-й военный следственный отдел возбудил уголовное дело по ч. 6 ст. 264 УК (нарушение правил управления транспортным средством, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Бывшему офицеру грозит до девяти лет лишения свободы.
Следующее заседание по этому делу состоится 17 апреля, суд продолжит допрос свидетелей.