Самой популярной на российском авторынке иномаркой является южнокорейский компактный седан и хетчбэк семейства Hyundai Solaris, собирающегося на заводе под Санкт-Петербургом. У себя на родине и во многих других странах Solaris продается под названием Accent. Цены на эту модель находятся в диапазоне от 11 до 16 млн корейских вон (от 302,2 до 438 тыс. рублей) в зависимости от оснащения. В России стоимость седана Solaris колеблется от 459 до 689 тысяч рублей.
Идущий следом за Solaris южнокорейский соплатформенник Rio ввиду конструкционного и технологического родства сопоставим по цене с аналогом от Hyundai. Стоимость машин семейства Rio у себя на родине от 11,4 до 16,5 млн корейских вон (от 313,5 до 451,7 тыс. рублей). На российском рынке модель доступна по цене от 490 до 640 тыс. рублей. В России Rio собирают на заводе «Автотор» в Калининграде.
Бестселлер среди набирающих популярность на российском рынке кроссоверов, румынский Dacia Duster реализуется в России под маркой Renault. Модель является одним из самых доступных кроссоверов в мире и занимает третью строчку рейтинга продаж среди иномарок в России. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Dacia, в Румынии цены на Duster начинаются на отметке 11,2 тыс. евро и достигают 17,5 тыс. евро (от 455,7 до 709 тыс. рублей). Для российского рынка модель собирается локально и продается по цене, вполне сопоставимой с европейской: от 469 до 725 тысяч рублей.
Несмотря на невысокую начальную цену, на просторах рунета широко распространены заявления о том, что дилеры навязывают различное дополнительное оборудование, в результате чего базовую версию Duster по цене в 469 тысяч рублей купить в России очень непросто.
Третье поколение Ford Focus, занявшее четвертую строчку рейтинга продаж AEB среди иномарок в России, продается в США по цене от $16 до $24 тыс. (от 501 до 773 тыс. рублей). Стоимость также выпускающегося в России Focus с минимальным оснащением сопоставима с американской: она составляет 542 тыс. рублей, но верхняя ценовая планка для Focus в России заметно выше — 902 тыс. рублей, притом что оснащение машины примерно сопоставимо с североамериканской версией. Стоимость «заряженного» Focus ST различается в России и США почти вдвое — 1,3 млн рублей в России против 735 тыс. рублей ($23,7 тыс.) в США соответственно.
На пятой строчке рейтинга продаж иномарок в России расположился Volkswagen Polo Sedan, изначально разработанный для рынка Индии. Поскольку помимо российского рынка модель реализуется преимущественно в Индии, для сравнения с российскими ценами использована стоимость машины именно в этой стране. Там Polo Sedan реализуется под названием Vento и стоит от 720 до 880 тыс. рупий (от 408 до 498 тыс. рублей) за бензиновую версию машины. Версия с дизелем стоит дороже, но в России она не продается. Бензиновая модификация Polo Sedan стоит в России от 449 до 641 тыс. рублей — вновь наблюдается схожая цена с зарубежной за базовую версию машины и заметно отличающаяся стоимость машины с более богатым оснащением.
Европейский бестселлер Dacia Logan, как и кроссовер Dacia Duster, в России продается под брендом Renault. На российском рынке (6-е место) пока продается предыдущее поколение Logan, тогда как в Европе уже доступна новая версия седана, цены на которую варьируются от 6,7 до 11,2 тыс. евро (от 271 до 453 тыс. рублей). Предыдущее поколение модели, реализующееся в России, стоит от 349 до 500 тыс. рублей.
Чешский лифтбэк Skoda Octavia занимает седьмую строчку списка AEB по продажам иномарок в России. Модель производится для российского рынка локально, причем в Европе модель обходится даже дороже — от 361 до 647 тыс. крон (от 563 тыс. до 1 млн рублей) за бензиновые версии лифтбэка Octavia. В России цены на аналогичные модификации машины варьируются от 574 до 846 тыс. рублей.
Оказавшийся на восьмом месте по продажам в России хетчбэк на базе Dacia Logan, получивший название Dacia Sandero, также реализуется на российском рынке под брендом Renault. В Европе модель, как и Logan, продается в новом поколении по цене от 7,9 до 9 тыс. евро (от 320 до 364 тыс. рублей) за машины с бензиновыми силовыми агрегатами. В России Sandero предыдущего поколения в сопоставимой комплектации стоит от 359 до 510 тыс. рублей.
Седан Chevrolet Cruze занял девятое место по продажам иномарок в России. Разработанная преимущественно в Южной Корее машина продается там по цене от 18 до 20,5 тыс. корейских вон (от 494 до 558 тыс. рублей), причем речь не идет о реализуемой в России модификации с двигателем 1,6, а только о версиях с моторами 1,8 и 2,0 (в России такой агрегат на Cruze не устанавливается). На российском рынке модель стоит от 609 до 806 тыс. рублей.
Последним в числе 10 иномарок — лидеров российского авторынка оказался кроссовер Nissan Qashqai. На своей родине в Японии модель реализуется под названием Dualis, стоимость варьируется от 2 до 2,77 млн японский иен (от 653 до 862 тыс. рублей). В России модель доступна в более бедных комплектациях, чем в Японии, и продается по цене от 876 тыс. до 1,3 млн рублей.
Известный автомобильный журналист, заместитель главного редактора издания «За Рулем» Игорь Моржаретто подчеркнул, что не все зарубежные модели в России стоят дороже, а также упомянул о множестве нюансов, связанных с налогообложением и таможенными сборами различных стран. «Во-первых, у нас налоговая система отличается от, условно говоря, американской или европейской. Во-вторых, у нас есть сборы, которых у них нет, допустим, утилизационный сбор».
«Но в первую очередь все зависит от спроса и предложения. Если на модель большой спрос, конечно, компания попытается заработать на этом. Ни одна компания не будет продавать машины себе в убыток», — рассказал Моржаретто.
Говоря о таких примерах разницы в ценах, как стоимость Hyundai и Kia в Южной Корее и России, эксперт упомянул несколько факторов, влияющих на ценообразование машин на Корейском полуострове. «Там действует иная система налогообложения и ряд протекционистских мер — очень большие ввозные пошлины на иномарки, которые иногда достигают 200% от стоимости машины, особенно премиальные. Таким образом они поддерживают своего производителя, это право каждой страны. У нас тоже есть что-то подобное: промсборка — это тоже мера защиты рынка.
Кроме того, у нас самые высокие таможенные пошлины во всей Европе», — рассказал эксперт.
«Те автомобили, которые здесь не собирают, а ввозят, они изначально дороги, а остальные подтягиваются под них. Раз есть спрос, то есть и предложение. Чистая себестоимость произведенного в России бюджетного автомобиля не превышает, условно говоря, $8 тысяч. Другое дело, что есть еще налоги, маржа, есть транспортные расходы. В результате получается, что цена удваивается. Я не считаю, что у нас такая плохая ситуация, что цены задраны и кто-то наживается. Не было бы спроса — не было бы таких цен», — подытожил Игорь Моржаретто.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков добавляет, что цену продаваемых в России иномарок во многом определяет логистика, причем это утверждение справедливо и в отношении собираемых в России машин. «Машины собираются в России условно, поскольку валютная составляющая в них насчитывает 60—70%. Доли российской составляющей, превышающей 40%, нет ни в одной иномарке российской сборки.
При этом эксперт не согласен с тем тезисом, что однотипные автомобили в России на порядок дороже, чем в других странах. «Если сравнивать автомобили в стране производства с импортированными машинами, то важно помнить, что есть логистика, пошлины и другие затраты», — заключил эксперт.