Транспортная ситуация на МКАД после введения 1 марта запрета на движение фур кардинально не изменилась, констатируют аналитики компании «Геолайф», сделавшей исследование по заказу «Газеты.Ru». По их данным, на внутренней стороне кольцевой средние скорости движения автомобилей повысились незначительно. В марте в период с 7 утра до 21 вечера скорость выросла на 14,5% (с 38,5 до 44,1 км/ч) по сравнению с февралем.
Зато в ночное время средняя скорость в марте снизилась на 1,6% (с 49,5 до 48,7 км/ч).
«Таким образом, изменение скоростей движения вполне может быть обусловлено снижением количества грузовых автомобилей на МКАД днем и повышением этого количества ночью», — отмечается в исследовании.
На внешней стороне МКАД никаких значимых изменений не произошло. «Предположительно, это связано с тем, что съезды с внешней стороны кольцевой автодороги лучше справляются с нагрузкой и влияние грузового транспорта на ситуацию оказывается менее существенным», — отмечают эксперты.
Для исследования специалисты «Геолайфа» использовали данные о движении, полученные от частных легковых автомобилей, оборудованных системами спутникового мониторинга. В общей сложности были обработаны данные с 9110 автомобилей.
Напомним, что ограничения движения для фур с разрешенной массой более 12 тонн вступили в силу 1 марта 2013 года. Ездить по МКАД грузовикам можно только ночью — с 22.00 до 6.00. Во время дачного сезона, начало которого власти определили на 1 мая, время передвижения фур по городу сократят ещё на два часа — с 0.00 до 6.00. До вступления запрета в силу каждые сутки по МКАД проезжало около 150 тысяч фур. Примерно 40 тысяч из них крупногабаритные.
Схожие с данными «Геолайфа» результаты получили и специалисты аналитического центра «Яндекс.Пробки».
Они пришли к выводу, что ситуация на МКАД после введения запрета практически не изменилась, а на других магистралях стала даже более напряженной.
«Средний уровень загруженности МКАД в будние дни с 06.30 до 22.00 в феврале и марте — начале апреля был одинаковым, однако в городе в целом ситуация немного ухудшилась, — говорится в исследовании, также сделанном по заказу «Газеты.Ru». — Так, в марте и апреле утренние часы пик в Москве проходили чуть сложнее, чем в феврале, а вечерние остались на том же уровне. Такая же динамика прослеживается и на МКАД».
Самые заметные изменения наблюдаются в середине дня, в промежутке между 13.00 и 17.00. «Общегородская загруженность между часами пик весной стала немного выше, чем в феврале.
Ситуация на МКАД с 13.00 до 17.00 стала на полбалла легче», — отмечают эксперты.
В конечном итоге они приходят к выводу, что ограничения для седельных тягачей никак не повлияли на ситуацию на МКАД в пиковые часы и сделали ее лишь немного свободнее в середине дня.
Совсем иную картину рисуют в департаменте транспорта Москвы. «Подводя предварительные итоги скоростных показателей на МКАД, следует отметить, что после введения ограничения с 1 марта 2013 г. практически все показатели эффективности движения на МКАД имеют положительную динамику», — говорится в сообщении ведомства. Но на просьбу «Газеты.Ru» привести конкретные цифры в департаменте отреагировать пока не смогли.
«Результаты введения ограничений заметны не только счетчикам видеофиксации, но и москвичам. Мы надеемся на то, трассы станут еще свободнее для автовладельцев и общественного транспорта в дневное время, а водители грузовиков смогут осуществлять доставку ночью, когда дороги свободны», — отметил заместитель мэра, глава департамента транспорта правительства Москвы Максим Ликсутов.
С минувшего четверга в столице вступило в силу повышение штрафов для транзитных грузовиков за нарушение режима въезда на МКАД днем. Теперь вместо 300 рублей нарушителям придется заплатить 1000 рублей.
«Увеличение штрафа привело к снижению интенсивности движения больших грузовиков и увеличению средней скорости движения до 71,3 км/ч», — говорится в сообщении ведомства.
Эта цифра значительно превышает среднюю скорость, которую зафиксировали на МКАД специалисты «Геолайфа», однако стоит отметить, что их исследование затронуло большой промежуток времени, в том числе и период, когда в Москве были сильные снегопады и дорожная обстановка была осложнена.
Глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко ничего удивительного в результатах исследований не увидел. «Они полностью совпали с нашими прогнозами, которые мы делали еще в январе-феврале, — заявил он «Газете.Ru». —
Мы предупреждали, что изгнание фур с МКАД никак ситуацию там не изменит, а только создаст огромное количество проблем для самих дальнобойщиков.
Теперь им приходится стоять в часовых пробках на кольцах вокруг Москвы, где движение по одной полосе в каждую сторону и огромное количество железнодорожных переездов».
Войтко считает, что гонения на фуры — следствие популизма властей. «Сейчас есть понимание, что надо как-то бороться с пробками, и каждый что-то предлагает. Власти, особо не задумываясь, решили просто убрать с МКАД часть машин и думали, что все сразу изменится. А ведь никто не посчитал экономику этого процесса, какой ущерб несут грузоперевозчики — это ведь огромные деньги».