Героем нашумевшего видеоролика, который первым появился на сайте общества «синих ведерок», оказался 29-летний москвич, эксперт по радиационной безопасности Алексей Нурлыбаев. Молодой человек рассказал «Газете.Ru», что инцидент произошел в четверг утром, когда он за рулем BMW 5-й серии проезжал центр Москвы.
«Гаишник поднял жезл и остановил поток, затем опустил жезл и стал прогуливаться по перекрестку, повернулся ко мне боком, и я в соответствии с ПДД продолжил движение — нечего стоять и лениться, пускай руку держит», — пояснил Нурлыбаев.
Запись инцидента сделана на видеорегистратор, установленный в салоне автомобиля Алексея. На двухминутном ролике видно, как водитель подъезжает к перекрестку Кадашевской набережной и Малого Каменного моста. По центру перекрестка стоит инспектор ГИБДД, перекрывающий движение. Инспектор ведет себя довольно отстраненно и в какой-то момент поворачивается спиной к потоку с опущенными руками. Автор записи поворачивает направо на Большой Каменный мост и едет по совершенно пустой дороге.
Навстречу ему выезжает первый автомобиль ДПС, который резко поворачивает в сторону водителя и начинает ему активно моргать фарами. Затем видно, как с другого конца Большого Каменного моста к водителю быстро бежит инспектор ДПС. Гаишник загораживает дорогу водителю, став прямо перед его машиной.
В этот момент со стороны Боровицких ворот Кремля выезжает вереница автомобилей, возглавляемая тремя машинами ДПС и двумя мотоциклистами. Следом выезжают два черных седана и черный внедорожник Mercedes ML. Затем появляется Mercedes-Benz S600 Pullman Guard, которой едет в окружении семи мотоциклов. Известно, что на таком же автомобиле передвигается Владимир Путин. Сразу за лимузином выезжает внушительная колонна представительских автомобилей черного цвета, многие из которых оснащены спецсигналами, — всего не менее 20 машин, среди которых седаны, внедорожники и фургоны. Кортеж замыкают еще два автомобиля ДПС.
Таким образом, один кортеж насчитывает 24 автомобиля, шесть экипажей ДПС и девять мотоциклов.
Все это время инспектор ДПС стоит перед машиной автора ролика и, приложив руку к виску, приветствует колонну автомобилей. Водитель, как ни в чем не бывало, продолжает разговаривать по телефону.
Когда кортеж миновал, инспектор ДПС подходит к водителю и начинает разговор. Запись на этом обрывается.
Как пояснил Алексей Нурлыбаев, к нему подбежал старший сотрудник ГИБДД, который отвечал в тот день за организацию перекрытия. «Он предложил проехать к месту, где я начал движение, — вспоминает водитель. — На это я достал флешку из видеорегистратора, вставил ее в ноутбук и показал видеоролик.
Вместе посмотрели запись, потом инспектор с удивлением для себя узнал, что согласно ПДД надо было как раз и ехать. Мы вместе с ним прочитали ПДД. Он все понял, дал мне свою флешку, я ему переписал видео, оставил визитку и уехал».
Со слов Алексея Нурлыбаева, офицер пообещал, что будут разбираться с инспектором, который не держал руку с жезлом поднятой. «Могут наказать, сделать выговор. Но нужно обратить внимание, что все перекрытия осуществляются подобным образом: сначала инспектор поднимает жезл, потом опускает и ходит ничего не делает. Любой, кто стоит под таким перекрытием, может начинать движение, что я и желаю всем — надоело, будем бороться с произволом», - заявил Нурлыбаев.
Между тем он подчеркнул, что ехать навстречу кортежу страшно не было. «Мы живем не в дикарскую эпоху, а в XXI веке и у нас правовое государство, как ни странно, — поделился впечатлениями Алексей. — Я ничего не нарушал, и страха не было — сотрудники же действуют в соответствии с законодательством».
В пресс-службе ФСО об инциденте на мосту узнали от корреспондента «Газеты.Ru». Ознакомившись с видеороликом, в ведомстве отметили, что те, кто у них занимается сопровождением, в курсе ситуации. «Все наши кортежи сопровождают сотрудники ГИБДД, поэтому насчет наказания водителя вопрос к ним, — заметил собеседник. — Мы во время движения никого не штрафуем и этими вопросами вообще не занимаемся. Наша задача — сопровождение самого кортежа».
В ведомстве отметили, что если бы сотрудники спецслужбы сочли поведение автора ролика опасным, то для его остановки или нейтрализации могли быть применены любые меры вплоть до физического контакта с машиной.
«У нас бывали похожие случаи на Кутузовском проспекте, когда оказавшиеся в зоне кортежа рядовые машины попадали в ДТП с автомобилями ФСО», — отметили в ведомстве.
В ГИБДД Москвы комментировать «Газете.Ru» инцидент на Большом Каменном мосту отказались.
Официальных данных о том, что за вереница машин проезжала по Большому Каменному мосту около 11 утра в четверг, нет. Однако некоторые пользователи в комментариях к ролику уверенно утверждают, что это был кортеж, в котором находился президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади.
Лидер одного из беднейших государств мира, которое расположено на юге Аравийского полуострова и попадает в информационные сводки в основном в связи с активностью радикальных исламистов, действительно в начале апреля посещал Россию с официальным визитом и встречался с Владимиром Путиным.
По данным пользователей, в четверг утром кортеж с йеменским лидером и его свитой направлялся в правительственный терминал аэропорта Внуково. Это косвенно подтверждает и маршрут процессии: лидера Йемена везли в сторону Ленинского проспекта, который ведет как раз в сторону аэропорта.
«Похоже, это кортеж не Путина, а кто-то приглашенный, потому что много мотоциклистов и «чемоданов» — машин, которые перевозят личные вещи гостя», — сказал «Газете.Ru» координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов.
Глава центра контраварийной подготовки водителей «Мастеркласс» Колонтай Алексей, который обучает водительскому мастерству водителей ФСО, также считает, что сотрудники спецслужбы могли использовать для остановки Нурлыбаева любые средства. «Задача сотрудников ФСО в такой ситуации, как и их коллег в других странах мира, обеспечить безопасность охраняемого лица, — заявил он «Газете.Ru». — И делать это они могут любыми способами, потому что это вопрос национальной безопасности». При этом он подчеркнул, что многое зависит от конкретной ситуации и поведения постороннего водителя, насколько он агрессивен.
«У сотрудников ФСО есть определенная инструкция, которой они придерживаются. Естественно, она только для служебного пользования, — отметил Колонтай. — К водителям службы предъявляются серьезные требования, которые также никто не будет афишировать, но соблюдение их контролируется очень строго. Там работают профессионалы очень высокого уровня».
Он уверен, что в данном случае слегка расслабились сотрудники ГИБДД, которые не обеспечили полноценного перекрытия маршрута. «Вообще же такие случаи, насколько я знаю, крайне редки», — добавил Колонтай.