Первыми о внезапной забастовке сообщили журналисты радио «Свобода» — новость была опубликована утром 5 апреля. В ней говорилось, что минувшей ночью на Волжском автомобильном заводе произошла стихийная акция протеста, участниками которой стали около 50 работников предприятия. Информация о забастовке якобы была получена от представителей независимого профсоюза «Единство», которое защищает интересы рабочих «АвтоВАЗа».
Рабочие были заняты на производственной линии, выпускающей универсал Lada Largus. Согласно информации радио «Свобода», после получения расчетных ведомостей сотрудники «АвтоВАЗа» остановили конвейер — он не работал до утра.
Как сообщила радиостанция, рабочие были возмущены тем, что их зарплата составляет лишь 12–15 тысяч рублей, тогда как в СМИ публикуется информация, что средний доход сотрудников предприятия составляет около 25 тысяч рублей.
Помимо прочего участники акции якобы возмущались отсутствием льгот и надбавок, положенных за вредные условия труда: руководство предприятия не реагирует на жалобы сотрудников, говорилось в сообщении радио «Свобода».
«Газета.Ru» обратилась за разъяснениями в пресс-службу «АвтоВАЗа» — ответ предприятия был лаконичен. «На производстве В0 идет обычный рабочий процесс, все вопросы решаются», — заявили сотрудники пресс-службы.
После этого «Газета.Ru» решила обратиться непосредственно к первоисточнику новости – профсоюзу «Единство». В организации заявили, что никакой забастовки не было, а появившаяся в СМИ история не более чем недоразумение.
«Мы не знаем, что там происходило: нам приписали эти события, — рассказал председатель организации Петр Золотарев. – По нашим данным, там ничего не произошло. Просто какое-то недоразумение. Никто не говорил о забастовке».
Представитель организации заявил, что у сотрудников завода есть разногласия с руководством, но связаны они не с зарплатами, а с введением в марте-апреле третьей смены на производственной линии B0. На этой части завода сейчас собирают Lada Largus и модель партнера «АвтоВАЗа» по альянсу Nissan Almera. Тем не менее персонал предприятия не пытался бастовать по этому поводу.
Представитель профсоюза сообщил другую важную деталь: зарплаты в 12–15 тысяч рублей на заводе действительно есть, озвученную в СМИ плату в размере 25–27 тысяч рублей, которая считается средней по предприятию, получают лишь некоторые рабочие, причем многие для этого работают сверхурочно. «Отдельные категории работников, которые имеют высокие квалификационные разряды и, может, инженерно-технические разряды, могут получать такую сумму, да. – рассказал Золотарев. — В основном это переработки. Сверхурочная работа в праздники, выходные. Они выходят, без отдыха работают — тогда у них получаются приблизительно такие зарплаты».
Кроме того, председатель профсоюза добавил, что проблема отсутствия выплат за вредные условия труда также существует на «АвтоВАЗе».
«Большая часть работников прессового производства не получали положенные надбавки за шум, хотя в картах аттестации рабочего места это обстоятельство было указано. Работодатель не спешил выплачивать компенсацию — после трех лет рабочие обратились к нам, и директор производства все выплатил, причем разброс был большой, от 100 рублей до 78 тысяч у тех, кто работал давно», — рассказал Золотарев.
Председатель профсоюза рассказал «Газете.Ru», что отношение к рабочим со стороны руководства завода в последние годы ухудшилось. «Стало хуже. Жестче и циничнее. Свои интересы защищать все сложнее, но это противоречие было, есть и будет», — подытожил Золотарев.
«АвтоВАЗ» по-прежнему лидирует на российском авторынке, но в марте продажи российского автогиганта снизились на 7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составили 40,1 тыс. машин. Впрочем при сравнении квартальных результатов падение продаж не столь заметно: этот показатель составляет 107,4 тыс. машин, что на 1,8% меньше, чем в 2012 году. Эксперты связывают такое положение дел с масштабной модернизацией завода: компания готовится к выпуску второго поколения семейства Lada Kalina.