Москва возглавила рейтинг самых загруженных городов мира в 2012 году, опередив такие славящиеся пробками мегаполисы, как Нью-Йорк и Лондон. Эти города вообще не вошли в число 10 лидеров антирейтинга.
Автор исследования, компания TomTom из Нидерландов, является одним из лидеров по выпуску GPS-навигаторов и соответствующего программного обеспечения для различных гаджетов – в текущую версию операционной системы Apple iOS встроены карты этой компании.
Начиная с 2012 года TomTom ежегодно готовит отчет о загруженности крупнейших городов мира: в список включаются столицы и города с населением более 800 тысяч человек. Фирма собирает и сравнивает данные своих клиентов о том, сколько автомобилисты тратят времени на дорогу по различным типам трасс в разное время суток. В 2012 году компания проанализировала данные о 161 городе по всему миру.
Впрочем, в рейтинг компании не вошли азиатские мегаполисы, которые также традиционно славятся своими пробками.
Десятку лидеров антирейтинга TomTom в 2012 году возглавила Москва.
По данным компании, загруженность столичных дорог в час пик за год выросла на 106%, а в более спокойное время дня – на 66%. Уровень загруженности на скоростных трассах в московском регионе составил 62%, а на городских улицах – 68%.
По данным компании, на каждый час пути по Москве на автомобиле задержка составляет 74 минуты. В сумме средний москвич тратит на стояние в пробках более пяти суток или около 127 часов. Самым загруженным днем в 2012 году названо 29 ноября, а самый систематически загруженный день недели – среда. Наиболее свободны московские дороги по утрам понедельника и вечерам пятницы, утверждают в TomTom.
Второе и третье места в антирейтинге производителя GPS-навигаторов достались Стамбулу и Варшаве, там загруженность дорог вне часа пик увеличилась на 55% и 42% соответственно. Также в десятку лидеров вошли Марсель ( загруженность +40%), Палермо (+39%), Лос-Анджелес (+33%), Сидней (+33%), Штутгарт (+33%), Париж (+33%) и Рим (+33%).
Нью-Йорк и Лондон вообще не вошли в десятку городов с самыми тяжелыми пробками. В этих мегаполисах уровень загруженности вырос на 22% и 27% соответственно. Жители Нью-Йорка в среднем тратят на пробки около 69 часов, а жители Лондона – 81 час, выяснили эксперты TomTom.
В 2011 году в исследовании компании IBM Global commuter pain survey Москва заняла восьмое место по количеству дорожных пробок, но стала абсолютным лидером по времени стояния в пробках – этот показатель составил 2,5 часа. Лидером общего антирейтинга стал бразильский Сан-Паулу.
«Ситуация с пробками в Москве действительно одна из самых тяжелых в мире, — заявил «Газете.Ru» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин. –
Но есть города, где ситуация как минимум не лучше: Мехико, Йоганнесбург, Нью-Дели... Хотя если сравнивать с такими городами, как Барселона, Торонто, Сидней, то ситуация в Москве значительно хуже».
Эксперт считает, что ситуация с пробками в Москве будет только ухудшаться. «Ежегодный прирост автопарка в Москве составляет 200–250 тысяч автомобилей и в обозримом будущем он не остановится, — считает он. — Покупка автомобиля — это разумно, законно, и почему люди не должных покупать? Что касается мер властей, то в чем-то они разумны, в чем-то — нет».
Одновременно с выходом исследования столичные власти заявили, что в городе, по сути, может стать еще меньше дорог общего пользования, в которых город и так испытывает дефицит.
Заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Москвы Петр Бирюков рассказал журналистам, что в 2013 году в городе будет организовано 60 километров обустроенных пешеходных зон. «Это не только центральная часть города, где планируется создать пять таких маршрутов, это и по три пешеходные улицы в каждом административном округе, — заявил Бирюков. — Данная программа рассчитана на ближайшие три года».
«В ближайший год пешеходными станут улицы Большая Дмитровка (с частичным закрытием движения транспорта), Тверская улица (без закрытия), выход с улиц Знаменка и Воздвиженка на Арбат, Арбатская площадь, — рассказал зам.мэра. — Кроме того, по информации главы комплекса городского хозяйства, в 2013 году на Новом Арбате благоустроят большие пешеходные зоны».
«И, конечно, досугово-туристический маршрут от площади Гагарина через Нескучный сад, парк Горького, Андреевский мост к Хамовникам и оттуда к Киевскому вокзалу. Всего 14 километров», — добавил он. В ходе общения с чиновником ряд СМИ после его эмоциональных высказываний сделали вывод, что пешеходные зоны будет вскоре организованы во всем историческом центре города. В частности, Бирюков заявил: «Великолепно! Улицы отданы пешеходам. Дайте возможность москвичам ходить, гулять! Взять любую столицу Европы — центральные улицы, площади кому отданы? Пешеходам, туристам, гостям».
Пресс-секретарь Бирюкова Игорь Пергаменщик пояснил «Газете.Ru», что речи о превращении всего исторического центра в пешеходную зону не идет. «Пешеходными станут только отдельные зоны, которые уже определены, их адреса озвучены», — сказал Пергаменщик.
Транспортный эксперт Михаил Блинкин, в свою очередь, положительно отнесся к идее создания пешеходных зон в Москве. «Как правило, эти улицы имеют не самое большое значение для трафика, — заявил он. – Здесь важно делать все грамотно, чтобы не пострадали жители этих районов. Но в целом это можно только приветствовать. На величине заторов это вряд ли скажется, потому что «пешеходная зона» — это не совсем точный термин: речь ведь не идет о полном запрете автотранспорта на этих улицах, а лишь об ограниченном доступе туда машин».