По данным Генпрокуратуры за 2012 год, ежедневно в Москве происходят около двух тысяч мелких аварий. Зачастую водители готовы простоять несколько часов в ожидании инспектора ГИБДД просто из желания быть уверенными в том, что ни страховщики, ни правоохранительные органы не придерутся к данным, которые можно было бы указать в рамках самостоятельного оформления аварии. А между тем мелкие ДТП создают дорожные заторы, выводя из строя как минимум одну полосу движения.
Согласно российскому законодательству, попавшие в мелкое ДТП водители могут самостоятельно оформлять аварии. Для этого обязательно соответствие нескольким условиям: в аварии участвовали только две машины, в ДТП никто не пострадал, а участники происшествия смогли прийти к единому соглашению по сценарию аварии и обладают действующими полисами ОСАГО.
Тем не менее российские автомобилисты продолжают вызывать сотрудников ГИБДД, опасаясь, что самостоятельное оформление аварии повлечет массу проблем с Госавтоинспекцией и дополнительно усложнит и без того непростой процесс получения компенсации от страховщиков.
Если все требования соблюдены, то схему аварии нужно нарисовать на листке бумаги, указав максимальное количество деталей, поставить подписи участников и предоставить документ в ближайшее отделение ГАИ для оформления ДТП дорожной полицией.
«Это то, чем должны пользоваться все, но практически никто на деле не пользуется, — рассказал «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Причин несколько. Во-первых, автомобилисты боятся, что страховая придерется к оформлению документов. Этого опасаться не стоит, потому что вы все сделали по закону. Во-вторых, боятся, что ГАИ обвинит их в оставлении места ДТП, но это тоже полнейшая глупость, поскольку «оставление» — это когда вы скрылись, а вы, наоборот, приехали в ГАИ. В-третьих, люди боятся: для них это не совсем привычно, но к этому нужно привыкать. 80% аварий — это мелкие ДТП, в которых люди согласны, что один виновен, а второй – нет».
«Страховая компания может придраться к чему угодно — это ее право и даже стиль жизни. Но возможность оформить ДТП, не дожидаясь сотрудника ГАИ, а приехав в подразделение, – это наше законное право. Если мы все сделали правильно, то какие могут быть претензии? Мы поступили согласно требованиям закона», — добавил Травин.
Юрист Алексей Дозоров из общества «синих ведерок» пояснил «Газете.Ru», что в случае самостоятельного оформления ДТП на пост ГИБДД ехать должны оба водителя. Но сколько времени они там проведут, ожидая оформления, сложно предугадать. «Сказать, сколько на практике пройдет времени, невозможно. Там можно прождать и час, и два, там очередь: они очень неповоротливо и медленно все это оформляют», — отметил Дозоров.
Юрист также указал на то, что в случае создания помех общественному транспорту аварийные машины все же лучше убрать, а ДТП оформить самостоятельно. «Если будет простой трамваев или троллейбусов из-за ДТП, то, даже если вы, ссылаясь на норму закона, будете ждать ГИБДД, скорее всего, от Мосгортранса последует иск о простое транспорта, который может вылиться в крупную сумму. Суды такие иски удовлетворяют очень охотно», — добавил Дозоров.
Процесс самостоятельного оформления ДТП не лишен и других нюансов. Как рассказали «Газете.Ru» в Российском союзе автостраховщиков (РСА), важно помнить, что наличие прицепа у одного из автомобилей уже делает оформление аварии без ГИБДД невозможным: по российскому законодательству прицеп считается отдельной транспортной единицей, а значит, машин в аварии будет как минимум три. Кроме того, в РСА отметили, что отсутствие водителя в списке допущенных к управлению лиц, указанных в полисе ОСАГО, еще не означает, что его ответственность не застрахована.
В РСА упомянули, что если один из участников ДТП пьян, то лучшим решением будет вызвать сотрудников ГИБДД. Кроме того, если к единому мнению относительно сценария ДТП прийти не удалось, то наилучшим шагом также будет вызов инспекторов. Помимо прочего стоит зафиксировать данные свидетелей и их показания.
Кроме того, в РСА подчеркивают, что если машина одного из участников зарегистрирована не в России, то она должна быть застрахована по международной системе «Зеленая карта». В противном случае участникам ДТП все же придется обращаться в ГИБДД.
Существует активно продвигаемая властями альтернатива такой схеме – Европротокол ОСАГО, полностью исключающий взаимодействие с правоохранительными органами. Остальные условия оформления те же, но добавляется один пункт: ущерб аварийных автомобилей не должен превышать 25 тысяч рублей для каждой машины. Правда, оценить это на глаз бывает сложно. В случае оформления аварии по Европротоколу виновника в ДТП будет определять страховщик, который может назначить независимую экспертизу, если сочтет нужным; обращение в ГИБДД полностью исключается в этом сценарии. При оформлении аварии в ГИБДД без вызова инспекторов виноватого определят компетентные специалисты группы разбора, а участники ДТП получат соответствующие документы, подписанные сотрудниками ГИБДД.
Травин считает, что фиксация ДТП по так называемому Европротоколу прижиться в России сможет с трудом, приучать горожан нужно именно к самостоятельному оформлению мелкой аварии в ГИБДД. «Так у них появляется полное право и прекрасная возможность не стоять по 10 часов на дороге в ожидании инспектора, а подъехать в подразделение. Именно это и нужно пропагандировать, без привязки к этим 25 тысячам. Этим механизмом людей только пугают, они к нему не привыкли и пользоваться им не хотят, а я их хорошо понимаю», — подытожил эксперт.
По данным Виктора Травина, оформлением аварии по Европротоколу пользуются только 1–1,5% попавших в мелкую аварию автомобилистов в России. В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который сделает выплаты по Европротоколу безлимитными в Москве и Подмосковье, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области (но не выше общего лимита по ОСАГО в 400 тысяч рублей). В остальных регионах страны планка Европротокола будет поднята до 50 тысяч рублей.