Законопроект, предлагающий внести изменения в статью 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), передали в Госдуму, и в ближайшее время он должен быть рассмотрен депутатами. В четверг на сайте правительства был опубликован положительный отзыв на документ, который может обеспечить ему «зеленый свет» Госдуме.
Парламентарии Татарстана, в частности, предлагают увеличить с 500 до 2000 рублей штраф «за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней» (п. 1 ст. 12.15) и с 2000 до 3000 рублей — «за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД» (п. 2 ст. 12.15).
«Принятие законопроекта будет способствовать профилактике указанных нарушений ПДД и, как следствие, повышению эффективности обеспечения безопасности дорожного движения», — говорится в комментарии кабинета министров. — Учитывая изложенное, правительство РФ поддерживает представленный законопроект.
В пояснительной записке к документу авторы констатируют, что в последние годы водители все чаще сталкиваются с затруднениями на российских дорогах. «Вследствие чего возрастает количество водителей, которые объезжают пробки по обочине и тротуару в нарушение ПДД. Тем самым усугубляют без того сложную ситуацию на дорогах», — пишут депутаты Татарстана.
Согласно приведенной в записке статистике, только за 10 месяцев 2012 года полиция составила 621 741 протокол по ч. 1 ст. 12.15 КоАП и 41 938 протоколов — по ч. 2 данной статьи.
Ранее в поддержку увеличения штрафов за езду по обочинам уже высказывались представители Госавтоинспекции. Так, глава подмосковного управления ГИБДД Виктор Кузнецов в ноябре прошлого года предлагал увеличить штраф за это нарушение вдвое – до 1000 рублей. Кроме того, ГИБДД Московской области стала устанавливать на дорогах региона комплексы фотовидеофиксации, которые отслеживают не только нарушения скоростного режима, но и фиксируют движение по обочинам. Первый такой комплекс появился в конце прошлого года на Горьковском шоссе, но стражи порядка, в случае успешного применения, пообещали устанавливать их и на других трассах.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил «Газете.Ru», что законопроект представителей Татарстана поддерживает, а их предложения могут войти в качестве поправок в один большой закон, предлагающий повышение штрафов за целый ряд нарушений.
«Ряд похожих поправок – и разговоры по сотовому телефону и езда грузовиков в левых полосах и неиспользование ремней безопасности – уже есть в моем законопроекте, который я в феврале внес в Госдуму, — отметил депутат. – Этот документ уже в следующий понедельник будет рассмотрен на заседании профильного комитета, который, я уверен, будет рекомендовать его к принятию. После этого Совет Госдумы определит дату рассмотрения законопроекта в первом чтении».
Активист движения «синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что важнее не увеличивать суммы штрафов, а делать их неотвратимыми.
«Они только сейчас задумываются над тем, что надо устанавливать камеры и предпринимать какие-то действенные шаги, но пока все равно ничего нет, — заявил «Газете.Ru» Шкуматов. – Сейчас начинается летний сезон, и все будет как в прошлом году: клубы пыли, летящие камни с обочины.
Тут и 500 рублей в принципе хватало, но гораздо важнее было сделать наказание неотвратимым.
Довольно много людей были готовы отправлять в ГИБДД записи с видеорегистратора о таких нарушителях, но там начинается страшная волокита: автору записи нужно было лично явиться в ГИБДД, а нарушители сразу получали все данные о том, кто их заложил».
По мнению Шкуматова, цифра в 670 тыс. штрафов, выписанных за 10 месяцев 2012 года за езду по обочине, скорее всего, не отражает реальной картины. «На самом деле их гораздо больше, — говорит эксперт. — Я однажды в Подмосковье за три часа стояния в пробке специально считал «обочечников».
В общей сложности мимо меня тогда проехала тысяча с хвостиком машин. Все это время от них летели камни, пыль, и я в жару всем этим дышал.
И ладно, если бы была какая-то песчаная буря, но почему я должен страдать из-за таких, с позволения сказать, водителей?»