Текст документа, автором которого является член парламентского комитета по транспорту Александр Васильев, появился на сайте Госдумы в четверг днем.
Законопроект предполагает оборудовать алкозамками пассажирские автобусы. Прибор подключается к цепи зажигания и оборудован специально трубкой, куда должен дуть водитель. Если тот перед поездкой не сделает это или в его воздухе будет содержаться алкоголь, автобус просто не заведется.
«Контрольные устройства устанавливаются на вновь выпускаемые в обращение на территории России транспортные средства независимо от места их изготовления, относящиеся к категориям М2 и МЗ, — говорится в тексте документа. — По желанию собственников транспортных средств алкозамки могут быть установлены на транспортные средства, относящиеся к иным категориям». К категории M2 и M3 относятся пассажирские автобусы массой до и свыше 5 тонн у которых более 8 сидячих мест.
Законопроект предусматривает наказание в виде лишения прав на два года для водителя, севшего за руль машины в обход алкозамка.
«Любые попытки обмануть алкозамок будут караться не только штрафом для водителя, но и повлекут за собой санкции для перевозчика. Выпуск на линию транспортного средства, не оборудованного «алкозамком», повлечет за собой штраф в размере 50 тысяч рублей», — отметил автор документа.
За допуск к управлению автобусом водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр либо находящегося в состоянии алкогольного опьянения, предлагается наказывать должностные лица штрафом в размере 20 тысяч рублей. На 20 тысяч рублей для должностных лиц и 200 тысяч рублей для юридических лиц предлагается штрафовать за невыполнение ими обязанностей по организации предрейсовых медосмотров, по обеспечению соответствия технического состояния транспорта, а также по установке на автобусах контрольных устройств.
Автор документа подчеркивает, что речь идет не обо всех автобусах, а лишь о тех, которые будут выпускаться или ввозиться в Россию после его принятия.
«Установка контрольных устройств исключительно на вновь выпускаемые в обращение на территории России транспортные средства, позволит постепенно, без значительных экономических затрат со стороны лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, обновить автопарк и снабдить его транспортными средствами, обустроенными контрольными устройствами», — пишет Васильев в документе.
Мотивируя необходимость принятия законопроекта, автор сетует, что понятие «алкозамок», а также необходимость установки подобных приборов пока никак не отражены в российском законодательстве. «За прошедший 2012 год на территории России было зафиксировано 12 843 ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения. Это на 4,8 % больше, чем в 2011 году. Также были зафиксированы случаи управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения водителями маршрутных такси, автобусов и школьных автобусов. Негативная статистика говорит о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности граждан России — участников дорожного движения», — говорит депутат.
Высокопоставленный федеральный чиновник заявил «Газете.Ru», что инициатива депутатов будет внимательно изучена.
«Здесь нужна осторожность, — сказал он. — Иначе, если принять закон в спешке, депутатов могут обвинить в лоббизме».
Стоит отметить, что цена алкозамков сильно варьируется и может составлять от 20 до 70 тысяч рублей, а иногда и больше. В Татарстане, где еще в 2010 году в порядке эксперимента все школьные автобусы оборудовали подобными приборами, установка каждого обошлась в 45 тысяч рублей. Возможно, именно из-за высокой цены производители алкозамков как правило не указывают их стоимость на своих сайтах, предпочитая просто расписывать все преимущества своей продукции.
По официальным данным, в прошлом году было произведено 56,31 тыс. автобусов, а в этом их производство может возрасти до 64 тысяч. Импорт новых автобусов ежегодно измеряется десятками тысяч единиц.
Таким образом, затраты производителей и транспортных компаний на оборудование автобусов алкозамками могут ежегодно измеряться миллиардами рублей. Оплачивать это придется самим компаниям: брать деньги с пассажиров они не могут, так как тарифы на перевозки жестко регулируются государством.
Эксперт одного из российских транспортных союзов, хорошо знакомый с автобусными перевозками, считает, что для повсеместного введения алкозамков просто нет серьезных оснований. «Ежегодно, только по официальным данным, в России на автобусах перевозится 13,5 млрд пассажиров, — сообщил он «Газете.Ru». — Это данные Росстата, которые учитывают только крупные компании с парком более чем в 20 машин. Реальный же объем может составлять 18 млрд пассажиров.
А гибнет за этот же год в ДТП с участием автобусов, согласно многолетнему среднему показателю, порядка 178 человек.
В остальных же ДТП ежегодно гибнет 28 тысяч человек, то есть, по сути, проблемы с пьяными водителями автобусов, если взглянуть на объем перевозок, в стране нет. По словам эксперта, внедрение алкозамков существенно ударит по автокомпаниями, которых за последние годы и так обязали устанавливать на автобусы систему ГЛОНАСС, тахографы, а также страховать каждого перевозимого пассажира.
«Если они так пекутся о безопасности пассажиров, то почему хотят оборудовать только новые автобусы? — недоумевает собеседник «Газеты.Ru». — Ведь речь в этом случае идет о нескольких десятках тысячах единиц, а всего у нас в стране по дорогам ездят 950 тысяч автобусов. Разве есть уверенность или гарантия, что водители остальных автобусов совершенно точно сядут за руль трезвыми? Тут у депутатов какой-то странный подход. Такое ощущение, что они просто лоббируют интересы производителей этих приборов».
Руководитель комитета по транспорту московского отделения «Опоры России» Михаил Чопурян считает, что предложенные парламентариями меры могут благоприятно сказаться на дорожной безопасности. «Это правильное решение, далеко не всегда удается проконтролировать состояние водителя, а тут будет техническая невозможность сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения или с его остаточными явлениями. Как показывает практика последних лет, пьяные водители стали бичом наших дорог», — рассказал «Газете.Ru» Чопурян.
На вопрос о том, в чем может быть преимущество алкозамков перед традиционным предрейсовым досмотром, эксперт рассказал, что таким образом будет сведен к минимуму «человеческий фактор». «Все препоны, которые существуют, всегда можно обойти. Есть понятие «человеческий фактор», есть понятие «механический фактор». С «человеческим фактором» вопрос решить можно, а с механическим — никак», — рассказал Чопурян.
«По карману частных структур это нововведение ударит, но у них есть другое понимание того, что этот контроль должен быть четким, поскольку рублем потом придется отвечать частному лицу — владельцу компании», — добавил эксперт.
«Это несомненно полезная мера в борьбе с пьянством за рулем, но при нынешней формулировке закона о том, что установка данных средств обязательна только на автобусы, которые будут произведены или ввезены после его принятия, ощутимый эффект будет заметен лишь через несколько лет.
Особенно в регионах, где автобусный парк может не меняться по много лет.
Поэтому было бы полезно дополнить данную меру, например, усилением медицинского контроля со стороны перевозчиков, - заявил «Газете.Ru» директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский. - С другой стороны штрафы для перевозчиков в 50 тысяч рублей скорее нацелены на своевременное увольнение водителя, нарушившего закон, чем на проведение профилактических мероприятий».