Новый стандарт был принят пятью правительственными ведомствами, в том числе Национальной комиссией по развитию и реформам (The National Development and Reform Commission) в среду. Отныне все новые легковые автомобили на рынке Китая должны потреблять не более 6,9 литра топлива на 100 км пути. К 2020 году требования станут еще жестче — 5 литров на 100 км.
«Всем придется тяжело, особенно небольшим компаниям, поскольку им придется использовать более эффективные с точки зрения потребления горючего двигатели и вкладывать средства в разработку гибридных силовых установок», — рассказал агентству Reuters директор консалтинговой компании CSM Worldwide Йеил Чжан.
По данным компании LMC Automotive, оказавшимся в распоряжении Reuters, в 2009 году средний расход топлива среди легковых машин в Китае составлял 7,8 литра на 100 км, а годом позже аналогичный показатель был 8,2 литра. О методике подсчета среднего расхода топлива LMC Automotive ничего не сообщает, однако обычно под этим понимается расход машиной топлива в смешанном цикле движения. Контроль за соответствие нормам будет осуществляться при помощи специальных тестов, методика которых в каждой стране своя.
Новые меры китайских властей стали важным шагом, который поможет стране добиться успехов в сохранении собственной экологии: в последнее время в Китае проходили частые акции протеста, люди жаловались на чересчур загрязненный воздух. Особенно эта проблема актуальна для Пекина, где из-за постоянного смога даже вводили ограничения на движение транспорта.
Стоит отметить, что авторынок Китая является крупнейшим в мире — в прошлом году здесь продали около 13,2 млн автомобилей.
Ужесточение стандартов в КНР может затронуть ряд европейских премиум-марок, которые нашли спасение от обширного кризиса европейского автомобильного сектора в Китае. Такие компании традиционно выпускают автомобили с мощными двигателями, расход которых зачастую значительно превышает средние показатели более массовых участников рынка.
Так, акции индийской компании Tata, владеющей Jaguar Land Rover, на фоне новостей об ужесточении стандартов потребления топлива в Китае упали в цене на 5,6%, предположительно, из опасений, что продукция британских премиум-марок не сможет соответствовать новому китайскому регламенту.
В настоящее время почти 20% выручки и 40% операционной прибыли Jaguar Land Rover обеспечивает рынок Китая.
Кроме того, европейские премиум-бренды Volvo и Saab, по сути, принадлежат китайским компаниям. Обе марки вскоре планируют начать собственное производство на территории Китая вслед за своими конкурентами из BMW и Audi.
В своем стремлении повысить топливную эффективность Китай даже обошел США: в 2012 году администрация президента Барака Обамы установила новые требования к расходу топлива для всех автомобилей на рынке страны. В 2016 году он должен составлять не более 7 литров на 100 км пути, а к 2025-му — не более 4,3 литра на преодоление аналогичного расстояния. Тем не менее, согласно последним данным, средний расход топлива среди легковых автомобилей в США составляет около 10 литров на 100 км пути, причем по сравнению с последними годами этот показатель для США рекордно низок.
Европейские планы по снижению расхода топлива еще более амбициозны — 5,6 литра на 100 км в 2015 году и 4,1 литра на преодоление аналогичного пути в 2020 году.
Похожий топливный регламент был принят и в Японии: страна планирует установить максимальную планку расхода на отметке в 4,9 литра горючего на 100 км пути в 2020 году.
Впрочем, сокращение потребления горючего автомобилями — лишь одна часть китайской стратегии по экономии энергии. В 2012 году власти Китая заявили о намерениях выпустить на дороги страны в 2015 году 500 тысяч гибридов и электромобилей. В 2020 году количество автомобилей с альтернативными силовыми установками на дорогах Китая планируется довести до 5 млн.
В России о мерах по сокращению машин с большим расходом топлива речь пока не идет. В стране лишь постепенно вводятся новые стандарты качества топлива, причем со значительным отставанием от европейского уровня.