Весной и летом 2013 года большегрузные фуры смогут двигаться по российским дорогам без ограничений – Минэкономразвития отказалось лимитировать движение грузовиков по федеральным трассам во время весенней распутицы и летней жары, как это происходило в последние три года.
Как рассказал «Газете.Ru» начальник Управления эксплуатации и сохранности автодорог Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, запрет предлагалось ввести для грузовиков с нагрузкой на ось свыше 10 тонн с 1 апреля по 25 июня в связи с половодьем, но не более 30 дней в одном регионе.
Кроме того, ограничение должно было коснуться тяжелых грузовиков с 15 мая по 15 августа при дневной температуре свыше 32 градусов по Цельсию.
В 2013 году ограничения на движение фур летом и весной необходимо было согласовать с Минэкономразвития. Однако ведомство предложение дорожников отклонило, сославшись на собственные данные о возможном ущербе для экономики в целом и перевозчиков в частности.
«Мы свои расчеты предоставили, сколько ущерба понесут дороги, если мы не введем ограничение. Тем не менее Минэкономразвития все же сделало заключение, что ущерба больше будет экономике страны и автопредприятиям, если мы такие ограничения введем», — сказал Астахов.
В Минэкономразвития подчеркнули, что Роставтодор не предоставил данные о зависимости между скоростью изнашивания полотна и допустимыми нагрузками, а также обоснование целесообразности установления именно предлагаемых значений регулятором не приводится.
В свою очередь, Роставтодор произвел расчеты, согласно которым отказ от введения ограничения на движение фур по федеральным дорогам весной приведет к ущербу трассам в размере 1,14 трлн рублей. В летний период ущерб дорогам будет значительно меньше и составит 76 млрд рублей. Потери перевозчиков от весеннего запрета оценены Роставтодором в 2,9 млрд рублей, в случае с летним ограничением конкретная цифра не приводится.
В МЭР эти цифры считают ошибочными, поскольку цифра а 1,14 трлн рублей рассчитана с учетом нынешней потребности в ремонте дорог, которая составляет 756,3 млрд рублей, а оставшиеся 387,1 млрд и могут составить последствия отказа от запрета на движение фур весной.
Ведомство также подчеркнуло, что расчеты Росавтодора не учитывают текущее состояние дорог и интенсивность движения по ним, опираясь на стоимость ремонта, вычисленную для трассы в надлежащем состоянии.
Кроме того, позиция Роставтодора не учитывает ущерб экономическим субъектам, где пострадают не только перевозчики, но и потребители и производители услуг, уверены в МЭР.
«Таким образом, концептуально не отрицая возможной эффективности мер по установлению временных ограничений на движение по дорогам в весенний период и в период повышенных температур, считаем, что предложенный разработчиком подход в достаточной мере не обоснован, ряд важных альтернатив, которые могут позволить снизить издержки общества на реализацию предлагаемой инициативы, не проанализирован», — говорится в заключении МЭР.
Роставтодор пока не отказывается от намерений убедить Минэкономразвития в обоснованности своей позиции.
«Мы пытаемся отстоять свою точку зрения, продолжаем бороться — надо сохранить дороги от таких чрезмерных нагрузок. Но сейчас пока приказа по введению весенних и летних ограничений нет», — сказал Астахов. Протокол разногласий Росавтодор направит только в среду на регистрацию в Минюст, который и примет итоговое решение.
Впервые ограничение на движение фур по федеральным трассам в весенний и летний период было утверждено приказом Минтранса, который был опубликован 18 марта 2011 года. Ограничение вводится постепенно – от теплых регионов страны к более холодным, где снег сходит позже. За выполнением требований Росавтодора должны следить представители Ространснадзора и ГИБДД, чьими усилиями на федеральных трассах были расположены посты весового контроля, где производится замер осевых нагрузок на предмет соответствия принятым стандартам. Нарушитель обязан будет заплатить штраф в размере 450 тысяч рублей для юридических лиц и 2,5 тысячи рублей непосредственно для водителей. Помимо прочего, необходимо будет возместить нанесенный дорожному полотну ущерб, рассчитать который можно по методике 934-го постановления правительства.
Важно отметить, что временное ограничение не распространяется на международные перевозки грузов, на пассажирские перевозки автобусами, на перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов, на перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, а также на транспортные средства Минобороны.
Представители отрасли перевозок неоднократно высказывались против введенных ограничений. По словам представителей индустрии, требования Росавтодора привели в действие множество коррупционных схем – водители вынуждены платить взятки, чтобы продолжить ездить прежними маршрутами, а качество самих дорог при этом не изменилось в лучшую сторону – растут только транспортные издержки.
«Вся проблема в том, что экономика этого процесса ни разу не была просчитана, — заявил во вторник «Газете.Ru» председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик». – Мы из года в год неоднократно писали в различные ведомства о том, что ущерб для экономики от такого запрета несоизмерим с теми попытками не сохранить дороги, а сэкономить на них, которые предпринимали дорожники. В этом году мы также отправляли документы в Минтранс и Минэкономразвития, в которых повторяли, что те самые дороги, которые строились и реконструировались в последние годы, конструктивно позволяют выдерживать осевую нагрузку 10–11 тонн. Ни в одном СНиПе или ГОСТе нет сноски, что весной они выдерживают 6 тонн, а летом и зимой – 10 тонн. В любое время года дорога, которую нормально построили, а не отмыли на ней бабки, должна выдерживать нормативную осевую нагрузку и полную массу транспортного средства».