По данным ВОЗ, которые организация опубликовала в четверг на своем официальном сайте, в 2010 году во всем мире 1,24 млн человек погибли в дорожных авариях. По сравнению с данными за 2007 год, опубликованными в первом выпуске отчета о дорожной безопасности ВОЗ, данный показатель почти не изменился, несмотря на то что количество автомобилей во всем мире выросло примерно на 15%.
Эксперты организации выделили пять ключевых факторов риска, которые, по их мнению, требуют четкого и продуманного законодательного регулирования. По мнению специалистов ВОЗ, сочетание эффективного механизма работы законов в области этих пяти факторов говорит о благоприятной обстановке на дорогах отдельно взятой страны.
Факторами риска, которые выделили в ВОЗ, стали нетрезвое вождение (эффективный закон в этой области есть в 89 странах, где проживает 66% населения планеты), превышение скоростного режима (эффективный закон есть в 59 странах, 39% населения планеты), отсутствие требований по использованию шлемов безопасности водителями и пассажирами двухколесного транспорта (эффективный закон в 90 странах, 77% населения планеты), игнорирование ремней безопасности (эффективный закон в 111 странах, 69% населения планеты) и детских сидений (эффективный закон в 96 странах, 32% населения планеты).
Эксперты ВОЗ установили, что законодательное регулирование в области всех этих пяти факторов существует только в 28 странах, в которых проживает около 7% населения планеты.
Подавляющее большинство этих государств расположены в Европе, их жители обладают высоким уровнем достатка. В частности, в этом списке оказались Франция, Люксембург, Швеция, Швейцария, Финляндия и Португалия. Россия в этот перечень не вошла.
По данным экспертов ВОЗ, Россия относится к перечню государств со средними показателями дохода на душу населения. Количество погибших в ДТП в России снижалось в первой декаде XXI века, а пик смертельных аварий пришелся на 2003 год. Большую часть погибших в ДТП в России составляют пешеходы (33%), водители легковых автомобилей (28%) и пассажиры легковых машин (25%), утверждают в ВОЗ. Водители мотоциклов, грузовиков и велосипедисты составляют меньшую часть жертв – 7%, 3% и 2% соответственно.
Специалисты ВОЗ подчеркивают, что само по себе наличие адекватных законов, регулирующих дорожную безопасность, ничего не означает: даже в продвинутых государствах уровень контроля над исполнением этих законов может быть на низком уровне. Так, соблюдение законов в сфере дорожной безопасности в России оценено в ВОЗ на уровне 5–6 баллов из десяти, исключение составляет лишь контроль над нетрезвыми водителями – 7 баллов. Для сравнения, во Франции контроль над соблюдением таких законов находится на отметке 8–9 баллов.
Несмотря на то что 88 стран улучшили показатели смертности с 2007 года, еще 87 государств, наоборот, продемонстрировали рост количества погибших в этот же период.
Еще одним важным критерием, который отметили в ВОЗ, стало количество погибших на дорогах из-за алкоголя. Россия в этом отношении оказалась сравнительно благоприятной страной: данный показатель составил 8%, тогда как во Франции или Швеции по вине алкоголя погибает больше людей – 31% и 22% соответственно. Тем не менее эти данные не дают представления об общей картине, поскольку в России соотношение смертей в ДТП к общему количеству населения оказалось на уровне 18,6 погибших на 100 тыс. населения.
Похожие показатели зафиксированы в Конго (17,1), Боливии (19,2), Афганистане (19,8), Ботсване (20,8), Мозамбик (18,5) и Киргизии (19,2). В крупнейших европейских странах обстановка выглядит лучшим образом. В частности, во Франции, Германии и Италии число погибших на дорогах на 100 тыс. населения составляет 6,4, 4,7 и 7,2 соответственно.
Кроме того, в ВОЗ подсчитали количество тяжело раненных в ДТП людей, которых стабильно транспортируют на автомобилях «скорой помощи». Так, во Франции, Германии, Швеции и США этот показатель составляет свыше 75%, а в России варьируется от 6 до 49%.
По данным ВОЗ, потеря ВВП от дорожных аварий в России составляет 1,9%. У европейских лидеров аналогичный показатель находится около 1–1,3%, у США он составляет 2,2%.
Кроме того, в организации отметили основные группы риска на дорогах по всему миру. В их число попали подростки (59% погибших), пешеходы и велосипедисты (27% погибших, в некоторых странах – свыше 75%). Помимо этого, в опасности постоянно находятся жители Африки: в этой части света на каждые 100 тыс. населения приходится 24,1 смерти на дороге, а в европейском регионе этот же показатель составляет 10,3 гибели. Кроме прочего, почти три четверти погибших на дорогах мира оказались мужчинами.