В ГИБДД России «Газете.Ru» предоставили официальную статистику по количеству выявленных на российских дорогах водителей, у которых алкотестеры показали наличие алкоголя.
Согласно данным ГИБДД России, в 2012 году пьяными за руль садились или отказывались проходить медосвидетельствование 850 503 водителя.
За управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, инспекторы ДПС составили 435 276 протоколов (часть 1 статьи 12.8 КоАП). Впоследствии суд за 12 месяцев минувшего года лишил права управления на срок от полутора до двух лет 371 654 водителя из этого числа (часть дел продолжают рассматривать в 2013 году).
Количество пьяных за рулем на дорогах по сравнению с прошлым годом увеличилось незначительно. Для сравнения: в 2011 году сотрудники ГИБДД возбудили 423,5 тыс. дел об административных правонарушениях, связанных с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Из них 356,6 тыс. лишены в итоге водительских прав.
По части 3 статьи 12.8 КоАП — управление автомобилем пьяным водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, инспекторы ГИБДД возбудили 163 913 дела. Из этого числа 132 007 водителей получили санкцию суда в виде административного ареста (до 15 суток), а 7865 человек, на которых не может накладываться арест (беременные, инвалиды, матери несовершеннолетних, силовики) отделались штрафом в 5000 рублей.
11 218 водителей в 2012 году попались гаишникам в состоянии опьянения повторно. В итоге суд лишил прав 9226 из них – уже на три года.
Кроме того, за 12 месяцев прошлого года 243 096 водителей отказались от прохождения медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП).
Санкции за отказ аналогичные, если бы алкотестеры показали наличие алкоголя, — от полутора до двух лет лишения права управления ТС. 210 065 из этих водителей суд признал в итоге виновными в совершении правонарушения.
Ещё 76 157 водителей, которые ранее были лишены прав или вовсе ездят без таковых, суд арестовал. Для 4970 человек, в отношении которых административный арест применяться не может, был назначен штраф в 5000 рублей.
В ГИБДД «Газете.Ru» пояснили, что впоследствии лишенных водительских прав или отправленных под арест людей по итогам 2012 года может стать больше, так как в 2013 году судами продолжается рассмотрение административных дел, возбужденных в октябре, ноябре и декабре прошлого года.
Вместе с этим в 2012 году выросло количество ДТП с участием нетрезвых водителей, хотя число погибших осталось неизменным. Так, за январь – декабрь прошлого года ГИБДД зафиксировала 12 843 таких аварий (рост на 4,8%). В этих авариях погибли 2103 человека (столько же, сколько и годом ранее), а еще 18 679 человек получили различные травмы (рост на 4,4%).
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») считает, что количество лишенных водительских прав в России не отражает реального положения дел. Дело в том, что в это же число попадают люди, у которых измерительные приборы выявили даже минимальное содержание алкоголя. «Эта статистика может пугать, но не имеет отношения к здравому смыслу, так как у нас нет критериев опьянения, — сказал «Газете.Ru» депутат. – Примерно у 20% водителей при медосвидетельствовании приборы показывали содержание алкоголя менее 0,3 промилле (норма, закрепленная в российском законодательстве до 2010 года, пока ее не обнулил экс-президент Дмитрий Медведев. – «Газета.Ru»). Таким образом, почти 200 тысяч водителей могли быть наказаны несправедливо и не находились в состоянии опьянения. Их признали пьяными, но это разные вещи. Сейчас под эту гребенку попадают и пьяные, и трезвые. Все сомнения трактуются не в пользу водителей».
На этой неделе Госдума планирует рассмотреть инициативу депутата Ирины Яровой, которая предлагает ужесточить наказание за пьянство за рулем, а для повторно попавшихся – ввести уголовную ответственность.
Лысаков напомнил, что в России с участием нетрезвых водителей происходит около 7% ДТП.
Одновременно из-за неудовлетворительного состояния дорог происходит примерно 20% аварий. «Здесь почему-то полное спокойствие, — удивляется парламентарий. — Остальные 93% ДТП, почему этим никто не занимается?».