Конкурс «Автомобиль года» в Европе существует с 1964 года. Жюри конкурса включает автомобильных журналистов из крупных европейских изданий. В числе организаторов конкурса в 2013 году оказались такие издания, как британский Autocar, французский L`Automobile Magazine, испанский Autopista, а также голландский Autovisie.
В 2013 году жюри конкурса «Автомобиль года» насчитывало 58 специалистов из 22 стран Европы, в том числе из России — страну представляют газета «Ведомости» и журнал «Авторевю». В конкурсе изначально участвовали 34 модели автомобилей, позже жюри отобрало восемь финалистов – по правилам конкурса их должно быть семь, но в случае ничьей по результатам голосования финалистов может быть и восемь.
Жюри конкурса сформировало ряд требований к конкурсантам. Так, автомобиль не обязательно должен выпускаться европейской компанией, но при этом модель должна продаваться не менее чем в пяти европейских странах, причем количество проданных экземпляров должно достигнуть отметки в 5 тысяч машин.
Кроме того, жюри оценивает конкурсантов по таким показателям, как дизайн, уровень комфорта, безопасность, управляемость, экономичность. Также важны динамические показатели, цена и уровень удовольствия от управления машиной.
Тем не менее организаторы конкурса не разделяют участников в отдельные сегменты. По их убеждению, «Автомобиль года» должен быть только один, вне зависимости от класса модели.
Таким лидером в 2013 году стало седьмое поколение европейского бестселлера и основателя одноименного класса Volkswagen Golf. Модель в прошлом шесть раз становилась финалистом конкурса, но до 2013 года занять первое место Golf удалось лишь однажды – в 1992 году (третье поколение VW Golf).
Golf победил с громадным отрывом – модель получила 414 голосов, тогда как обладатель второго места получил лишь 202. Судьи похвалили модель за высокие достижения в области безопасности, топливной эффективности, динамики и комфорта. Награду вручили директору по развитию Volkswagen Ульриху Хакенбергу и главному дизайнеру марки Уолтеру де Сильве.
«Французские «супермини», безусловно, перетянули голоса друг у друга, но «Гольфу» это пришлось как раз на руку», — прокомментировал результаты главный редактор Autocar и участник жюри конкурса Стив Кропли. Примечательно, что Golf уверенно обошел четырех «одноклассников» гольф-класса, которые вошли в число восьми финалистов конкурса.
Второе место заняло купе Toyota GT86, также продающееся под маркой Subaru BRZ (202 голоса). Такой результат стал неожиданностью – сама по себе модель заслужила широкое признание автомобильного сообщества по всему миру и получила большое количество наград, но с учетом реалий европейского рынка модель будет продаваться в недостаточно значительном количестве, чтобы реально отражать автомобильные «настроения» в охваченной кризисом Европе.
Выбор других финалистов конкурса, впрочем, традиционен для европейского автомобильного сообщества.
Третье место занял хетчбэк Volvo V40 (189 голосов), возможно, жюри оценило уникальную подушку безопасности для пешеходов, доступную даже в базовой комплектации V40. Четвертым финалистом стал компакт-вэн Ford B-MAX (148 голосов) – единственный «американец» среди финалистов.
Последним в пятерке лидеров стал новый Mercedes-Benz A-Class. Предполагалось, что модель финиширует выше пятой позиции – публика демонстрировала широкий интерес к новой модели, в частности, в ноябре 2012 года представители Mercedes-Benz заявили о том, что на новый A-Class поступило 90 тысяч предзаказов, что является внушительным показателем популярности.
Предпоследние места достались извечным французским соперниками — компактным хетчбэкам Renault Clio (128 голосов) и Peugeot 208 (120 голосов), причем разрыв между ними оказался минимальным. Последнее место досталось южнокорейскому хетчбэку Hyundai i30 (111 голосов).
Примечательно, что в 2013 году VW Golf смог достигнуть результата, ранее продемонстрированного Renault Clio — французский хетчбэк дважды становился победителем европейского конкурса «Автомобиль года» — в 1991 и 2006 году.
Победа седьмого поколения Golf в конкурсе прервала тенденцию, по которой последние два раза в «Автомобиле года» побеждали машины с альтернативными силовыми установками. Так, в 2012 году жюри выбрало в качестве победителя гибрид Chevrolet Volt и его европейский вариант Opel Ampera, а годом ранее «Автомобилем года» стал электрокар Nissan Leaf.