Крупная североамериканская компания Zipcar, занимающаяся прокатом автомобилей в США, провела собственный опрос в области привлекательности различных систем пользования транспортом, в том числе личным, среди современных американцев в возрасте от 18 до 34 лет.
Результаты исследования указали на то, что многие молодые американцы все реже решают покупать личные автомобили и систематически ездить на них.
В опросе, проведенном исследовательским центром KRC Research в декабре 2012 года, приняли участие более тысячи человек от 18 лет и старше. Почти две трети (65%) респондентов в возрасте от 18 до 34 лет признались, что их гораздо больше пугает перспектива отказа от мобильного телефона (30%) или компьютера (35%), чем автомобиля (28%).
Почти каждый четвертый респондент в возрасте от 18 до 34 лет заявил, что различные приложения для гаджетов, помогающие просчитать маршрут на общественном транспорте или арендовать машину, позволили в последнее время снизить количество поездок за рулем автомобиля. Среди респондентов в возрасте старше 45 лет количество людей, разделяющих такую точку зрения, оказалось лишь 12%.
Опрос также указал на существование тенденции к перемещению привычных видов деятельности в область интернета. Так, почти три четверти (73%) респондентов предпочитают делать покупки в онлайн-магазинах, нежели ехать к торговой точке на своем автомобиле или общественном транспорте.
Почти половина (47%) опрошенных заявили, что иногда предпочитают пообщаться со своими друзьями в сети, вместо того чтобы заехать к ним в гости.
«Мы становимся свидетелями важнейшей смены поколений в области отношения к транспорту – появлению нового, мобильного общества. Скоро мы будем жить в оживленных городских центрах, где существует сеть распространенных сервисов перевозки «по требованию», включенных в инфраструктуру приложений для гаджетов, — заявил Скотт Гриффит, глава Zipcar. – С их помощью люди смогут выбрать наиболее подходящий им транспорт в реальном времени».
Помимо влияния современных технологий и доступности систем, о которых говорил Гриффит, снижению количества легковых автомобилей среди молодых людей способствуют подорожание владения автомобилем, а также забота об окружающей среде.
Ранее более авторитетное исследование на похожую тематику провели специалисты из университета Мичигана. Данные для работы были взяты из федеральных источников США. Отмеченная вновь в Zipcar тенденция по отказу от вождения и личных автомобилей в среде американской молодежи была подтверждена.
По данным университета Мичигана за 2012 год, только шесть американцев из 10 в возрасте от 17 до 19 лет имеют водительские права. Для сравнения, в 1983 году правом управлять машиной обладали 87% 19-летних американцев. Среди 18- и 17-летних жителей США этот же показатель составлял 80% и 69% соответственно.
Впервые спад интереса к водительским правам у молодежи США заметили в 2008 году: процент владеющих правами американцев в возрасте 17–19 лет варьировался от 50% до 75% в зависимости от возраста. В 2010 году процент владеющих водительскими правами американцев в указанном возрастном сегменте составил 46–70%.
В 1983 году почти 94% американцев в возрасте от 20 до 30 лет обладали водительскими правами, в 2008 году этот показатель снизился до 84%.
Также в университете Мичигана отметили некоторое снижение доли обладающих правами американцев в некоторых других возрастных категориях, впрочем не столь заметное, как в случае с молодыми людьми в возрасте 17–19 лет. Исключения составили жители США в возрасте 25–29 лет и старше 70 лет – число водителей в этих возрастных категориях, наоборот, выросло.
При этом эксперты университета также подчеркнули роль интернета и коммуникаций в снижении интереса к вождению. «В целом обнаруженный в ходе работы спад интереса к обладанию водительскими правами связан с растущим пользованием интернетом, — рассказал Майкл Сивак, специалист из транспортного института при Университете Мичигана. – В предыдущих исследованиях мы выяснили, что количество молодых водителей обратно пропорционально количеству пользователей интернета. Виртуальный контакт с помощью электроники замещает потребность в живом общении».
По данным экспертов из Университета Мичигана, подобная ситуация наблюдается и в других странах, таких как Канада, Германия, Япония, Южная Корея, и Великобритания: степень распространенности интернета среди молодого населения страны негативно влияет на количество выданных водительских прав среди молодежи.