В последние четыре года продажи автомобилей премиальных брендов стремительно растут и значительно опережают темпы роста самого российского авторынка, заявили аналитики агентства «Автостат». По данным компании, ежемесячный объем продаж машин премиум-брендов почти в два раза превысил показатели 2008 года при том, что сам российский авторынок только достиг докризисных показателей.
В 2012 году сегмент премиум на российском рынке увеличился на 63,5% по сравнению с 2008 годом.
Традиционные лидеры — германские концерны Audi (+103%), BMW (+92%) и Mercedes-Benz (+116%) в 2012 году — увеличили свою долю на российском рынке вдвое.
Руководство «Автостата» считает, что стремительный рост продаж в премиум-сегменте обусловлен увеличением среди россиян числа обеспеченных людей с доходом выше среднего, а также появлением в модельном ряду премиум-автопроизводителей более доступных моделей. Среди таких машин можно выделить BMW 1-Series и X1 или Audi A1 и Q3.
«Так, например, BMW и Mercedes-Benz у нас в 2012 году имели по 1,3% рынка, а в Европе 6,4% и 5,3% соответственно. В Германии эти бренды имеют вообще более 10% рынка каждый. По Audi примерно такое же соотношение, то есть в Европе их рыночная доля примерно в 4 раза больше, чем у нас», — заявил глава агентства «Автостат» Сергей Целиков.
По мнению эксперта, потенциал для премиум-брендов на российском рынке еще далеко не исчерпан, и, несмотря на общую стабилизацию, этот сегмент продолжит расти примерно на 15–25% в год.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что смещение российского авторынка в премиум-сегмент – долгосрочное явление. «Это долгосрочная тенденция, она будет продолжаться. Спрос в этом сегменте меньше подвержен каким-то влияниям кризиса, он устойчив даже в такие периоды, – рассказал эксперт «Газете.Ru». – По мере дальнейшего продолжения экономического роста и улучшения условий жизни такая тенденция сохранится».
Специалист считает, что представители более низких рыночных сегментов вряд ли смогут претендовать на аудиторию премиума. «Скорее всего, наоборот, из высокого и среднего сегментов люди будут переходить в премиум. Мы сейчас видим замедление на рынке, в премиальном сегменте этот процесс будет менее заметен, чем в других», – считает эксперт.
Директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков рассказал «Газете.Ru», что стремление россиян покупать автомобили в премиум-сегменте вполне объяснимо. «Главная причина в том, что российские потребители покупают свой уже не первый автомобиль, а второй, третий или даже пятый, — рассказал Жмаков. — Мало кто из клиентов остается приверженцем одного бренда, как правило, они начинают с простого и недорогого автомобиля, а после «пересаживаются» на автомобили большего класса, например, того же массового бренда или переходят на сегмент премиум. К тому же сейчас появилось очень много недорогих новинок или обновленных моделей в премиум-брендах, что также сказалось на покупательской активности».
Кроме того, Жмаков считает, что премиум-марки обладают более широкими возможностями по привлечению клиентов. «Премиум-бренды, имея большую маржинальную составляющую, могут позволить себе и делают это активнее, чем массовые бренды, предлагать выгодные программы кредитования, лизинга, трейд-ина, подарки в виде опций или даже выпускают специальные серии авто, которые привлекают все новых и новых клиентов! Все это положительным образом отражается на росте продаж премиальных брендов», — заключил эксперт.
Жмаков считает, что существующая динамика продлится в течение текущего года.
«Это точно будет продолжаться в течение всего 2013 года, а что будет дальше — пока сложно сказать. Массовые бренды сейчас также активно начинают вкладывать деньги в инновационную составляющую продукта, специальные предложения, клиентский сервис. Многие массовые бренды за счет всех этих процессов начинают активно перемещаться в премиум-сегмент и ставят себе задачи в самое ближайшее время стать полноценным премиум-брендом».
Схожая динамика наблюдается не только в России – охваченная кризисом всего автомобильного сегмента Европа потеряла интерес к массовым производителям – продажи PSA Peugeot Citroen, Renault Group, General Motors (Opel) и Fiat снизились на 12–15% в минувшем году. Продажи премиум-марок почти не сократились или, в некоторых случаях, заметно выросли.
Так, британский производитель внедорожников Land Rover (120 тысяч машин) реализовал на 25,8% больше машин, чем годом ранее, а Audi удалось продать на 3,1% больше машин, чем в 2011 году (673,6 тысячи машин) – на фоне европейского кризиса это заметные достижения. В свою очередь, концерны BMW (614,7 тысячи машин; --0,5%) и Mercedes-Benz (565 тысяч машин; --1,8%) смогли сохранить достигнутые ранее результаты.