В московское ГУ МВД начали поступать сообщения о том, что крупная московская страховая компания не выплачивает положенные клиентам компенсации после наступления страховых случаев.
По данным правоохранительных органов, клиентами этой компании являлись не только физические и юридические лица, но и госструктуры. В настоящее время часть офисов компании закрыты, сообщает ГУ МВД.
По данным полицейского ведомства, руководство страховой фирмы в период с 2007 года по настоящее время перечислило по фиктивным документам свыше 500 млн рублей на счета подконтрольной фирмы.
Для того чтобы отвести внимание надзорных органов, руководство компании указывало в бухгалтерских и платежных документах ложные сведения о том, что денежные средства перечислены в качестве перестрахования. По факту нарушений возбуждено уголовное дело по статье 159 УК (мошенничество). Максимальное наказание по данной статье составляет до 10 лет лишения свободы вместе со штрафом в 1 млн рублей.
Участник страхового рынка рассказал «Газете.Ru», что, скорее всего, упомянутая в сообщении ГУ МВД компания — обанкротившаяся летом 2012 года фирма «Ростра», большую часть страховых портфелей которой составляют договоры ОСАГО.
Причиной для объявления компании банкротом стало заявление временного управляющего, что у фирмы нет финансовых средств. На сайте самой компании указано, что, «по данным ФССН по итогам первого полугодия 2012 года, СК «Ростра» занимает 17-е место по собранным страховым премиям по добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС и страхования жизни) и входит в топ-20 крупнейших страховых компаний России». Уставный капитал СК «Ростра» составляет 1 млрд рублей. Сборы страховых премий фирмы только по итогам I полугодия 2012 года достигли 3 млрд рублей.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА), сейчас в отношении компании «Ростра» введена процедура конкурсного производства, в рамках которой РСА выступает кредитором третьей очереди.
«К настоящему времени от компании «Ростра» в РСА не получено никаких средств. Общий прогноз выплат из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков за компанию «Ростра» составит 1,716 млрд рублей, к настоящему времени уже выплачено 478,997 млн рублей», — говорится в сообщении РСА.
Федеральная служба по финансовым рынкам отозвала лицензию у «Ростры» в конце 2011 года: компания лишилась возможности реализовывать полисы ОСАГО и каско. Причиной отзыва стало превышение максимально допустимого количества жалоб по исполнению существующих договоров с клиентами.
Обязательства по страховым выплатам «Ростры» взял на себя РСА. Примечательно, что РСА в декабре 2010 года приостановил выдачу бланков полисов ОСАГО компании «Ростра». В последние годы РСА перестает выдавать вызывающим подозрение страховым компаниям бланки полисов ОСАГО, чтобы избежать ситуаций с резким сбором и последующим выводом средств недобросовестными страховщиками. Это запрет был снят почти четыре месяца спустя — в конце апреля 2011 года. После отзыва у «Ростры» лицензии компания не вернула РСА около 28 тысяч неиспользованных бланков ОСАГО.
Группа под названием «Потерпевшие от действий СК «Ростра» в социальной сети «ВКонтакте» насчитывает 735 человек. Члены группы сообщают о многочисленных фактах ухода от выплат компании «Ростра».
По данным источника «Газеты.Ru», РСА возмещал страховые выплаты за компанию «Ростра» из компенсационного фонда, а также вел несколько судебных разбирательств с данным страховщиком.
По официальным данным РСА, к настоящему времени союз выплатил почти 18 млрд рублей из компенсационного фонда по обязательствам ушедших с рынка страховщиков, насчитывающих на данный момент 70 компаний.
Источник «Газеты.Ru» рассказал о сценарии, по которому часто происходят мошенничество на страховом рынке.
«Некоторые компании применяют очень высокие комиссии, за этим следит РСА, поскольку такие действия могут означать скорую попытку компании уйти с рынка. Фирма начинает продавать полисы ОСАГО по очень низкой цене, иногда даже ниже установленной законом. Автомобилисты понимают, что система ОСАГО направлена на защиту прав потребителей, даже если будут некие проблемы и компания обанкротится, то они получат деньги от РСА, из компенсационных фондов», — рассказал участник рынка.
«Люди спокойно покупают эти полисы, они не так взвешенно оценивают свои риски, как в случае с каско, где такого уровня социальной защиты нет, — рассказали «Газете.Ru». — В компанию приходит много клиентов, фирма собирает деньги, а обязательства по этим полисам наступают заметно позже: деньги получены сейчас, а авария случается, скажем, через полгода. Эти средства выводят на счета других компаний. Компания подстраивается под сроки отчетности, выводит деньги, а до следующей отчетной даты претензий к ним нет — в этом плане существующая система надзора не очень хорошо отлажена».
«У компании есть запас времени: она собирает много денег за короткий период времени и уходит с рынка, а потом заявляет о своей неплатежеспособности, — рассказал источник. — Деньги выводятся через множество механизмов, и остается только оболочка — какой-нибудь арендованный офис».
«Обычно компании, которые вот так «по-английски» ушли с рынка, заработали именно на ОСАГО. С каско чуть сложнее: люди не очень охотно идут в такие компании, потому что им хочется идти в надежную фирму», — добавил источник. Буквально за день до новости о мошенничестве московских страховщиков на 500 млн рублей крупнейшие российские страховые компании заявили, что их бизнес становится убыточным из-за недобросовестных компаний и чересчур низких тарифов.
Ключевые игроки рынка российского автострахования потребовали повысить стоимость полисов ОСАГО на 50—70% и вывести автогражданку из-под действия закона «О защите прав потребителей». Власти заявили о своей готовности пойти навстречу страховщикам, но попросили их повысить качество предоставляемых услуг.