Журналисты американского телеканала CNN нашли добровольцев, которым предложили выкурить различные дозы марихуаны и проехать за рулем автомобиля в компании инструктора и наблюдающих за поездкой со стороны представителей полиции.
Используемый в ходе тестов автомобиль был оборудован педалями на стороне инструктора, чтобы избежать аварии. Сорт марихуаны, примененный в испытаниях, называется «черничное крушение поезда».
Добровольцы, изъявившие желание поучаствовать в эксперименте CNN, условно разделены на три типа: ежедневный потребитель марихуаны в медицинских целях (девушка), систематический потребитель марихуаны по выходным (молодой человек) и употребляющий марихуану от случая к случаю (мужчина в возрасте).
Примечательно, что употребляющая марихуану ежедневно девушка пришла на испытания уже под воздействием марихуаны: доза наркотического вещества в ее крови составляла 15,9 нанограмма, что превышает разрешенный законом штата, где проводился эксперимент, лимит в три раза.
После предварительного осмотра водителей, им дали выкурить по 0,3 грамма марихуаны и посадили за руль. Ежедневно употребляющая марихуану девушка заявила, что чувствует себя нормально, а двое испытуемых мужчин, реже употребляющих марихуану, сообщили, что почувствовали эффект наркотика и расслабились.
Испытания на полигоне показали, что постоянно употребляющая марихуану девушка оказалась способна приемлемо управлять автомобилем, даже несмотря на тот факт, что с учетом предоставленной ей марихуаны содержание наркотического вещества в ее крови оказалось в 7 раз выше разрешенной за рулем нормы. Другие водители также показали удовлетворительные навыки вождения после употребления 0,3 грамма марихуаны, хотя доза наркотика в их крови также была выше допустимого лимита.
Позже испытуемым водителям дали марихуану еще два раза, в сумме каждый выкурил 0,9 грамма наркотика.
Употребляющие марихуану по выходным и от случая к случаю мужчины не смогли после этого нормально управлять автомобилем: они путались и совершали заметные ошибки в маневрировании машиной.
Один из водителей даже чуть не сбил снимавшего видеосюжет для CNN оператора. Сопровождавший испытуемых инструктор был вынужден несколько раз вмешаться в процесс управления машиной.
Ежедневно употребляющая марихуану девушка, в свою очередь, смогла эффективно управлять машиной: наблюдавшие за испытаниями сотрудники полиции не увидели в ее манере вождения чего-то предосудительного, хотя девушка курила марихуану еще до теста, а в ходе самих испытаний употребила еще почти 1 грамм вещества.
Только после того, как девушке предложили выкурить еще 0,3 грамма (в сумме в ходе теста она употребила 1,4 грамма наркотика), стало ясно, что именно после такой дозы марихуаны она оказывается не в состоянии управлять автомобилем — такая динамика вызвана высокой терпимостью к наркотическим веществам, которые употребляют систематически.
Исследование компании BMJ Group, опубликованное в журнале Time, утверждает, что употребление марихуаны водителем автомобиля в любом количестве почти гарантирует попадание в ДТП.
Исследование включает в себя несколько отчетов о проблеме употребления марихуаны водителями, оно включает в себя данные о 50 тысячах автомобилистов, попавших в аварии в разных частях света. В работе утверждается, что применение марихуаны за рулем связано с 92-процентным риском попасть в смертельное ДТП или аварию с крайне тяжелыми последствиями.
Тем не менее риск небольших аварий в связи с употреблением марихуаны, по данным исследователей, вырос незначительно. По мнению ученых, это может быть связано с тем, что многие употреблявшие марихуану водители намеренно меняют стиль езды на более медленный, аккуратный и, как им кажется, вызывающий меньше подозрений у полиции. Впрочем, исследователи считают, что такое поведение может сыграть с ними злую шутку: за рулем часто возникают ситуации, где необходима именно быстрая реакция.
Издание Time подчеркивает, что все аналогичные исследования зачастую полярно отличаются друг от друга: в одних случаях марихуану связывают с очень высокой степенью угрозы за рулем, а в других, наоборот, утверждают, что риск попадания в ДТП с марихуаной не связан.
Руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» врач-нарколог Сергей Полятыкин рассказал «Газете.Ru», что любое токсическое вещество в небольших количествах не скажется на способности управлять машиной. «У любого такого вещества есть порог токсичности, у марихуаны в том числе. Да, какое-то количество попадет в организм и не окажет никакого эффекта, потому что вещество будет утилизировано защитными механизмами», — рассказал эксперт.
Полятыкин рассказал, что если испытуемым не рассказывать, что им дают наркотик, то они могут не почувствовать никакого эффекта. «Было исследование, что когда первые пробы наркотика дают человеку и не предупреждают, что это наркотик, то эффекта в 99% случаев нет, — рассказал специалист. — А если эффект ожидаем, скажем, первая проба конопли в группе, то человек видит, как это происходит с другими, какие при этом ощущения, им рассказывают, как это классно, то в подавляющем большинстве случаев он сам это ощущает».
«Есть такой термин — «информационное давление», ожидаемый эффект, который человек ждет и чувствует», — добавил Полятыкин.
На просьбу определить, что для водителя опаснее — алкоголь или марихуана, специалист ответил, что для каждого человека в конкретное время суток и в определенной ситуации есть свои опасные факторы, которые строго индивидуальны.
«Что опаснее? По статистике понятно, что больше всего людей гибнет и страдает из-за алкогольного опьянения, но это не значит, что марихуана безопаснее», — заключил эксперт.