Одним из авторов нового законопроекта (текст есть в распоряжении «Газеты.Ru») стал депутат-единоросс Вячеслав Лысаков, известный своей полемикой с премьер-министром Дмитрием Медведевым по вопросу о возвращении «нулевого промилле». Не так давно Лысаков уже вносил в парламент поправки в УК, касающиеся угона, но в итоге в конце года он сам отозвал свой законопроект, посчитав его недоработанным.
«Две предыдущие попытки прежних созывов в Думе по ужесточению наказания за угон, к сожалению, оказались неудачными. Были попытки со стороны МВД, страховщиков, но по разным причинам поправки не прошли. Не так давно Дмитрий Медведев высказался по поводу необходимости определения нижних пределов наказания в статьях УК РФ. Раз это было сказано премьером, а слово не воробей, мы, используя момент, предлагаем нижний предел санкций».
Лысаков считает, что вновь предлагаемые поправки носят более взвешенный характер. «Суть моего предложения – это изменение формулировок ст. 166 УК РФ и сроков наказания за это преступление, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. –
Угон без цели хищения – абсолютный бред: я считаю, что если машину угнали, то ее похитили, поэтому нужны новые формулировки и новые санкции». Депутат констатирует, что динамика угонов постоянно растет, а раскрываемость таких преступлений оставляет желать много лучшего.
По его словам, если закон примут, то из статьи будет исключена фраза «без цели хищения» и угон автомобиля в любом случае будет приравниваться к краже. «Сейчас полиции приходится доказывать умысел — то, что ты, завладев чужой машиной, взял ее именно на продажу, а не просто покататься или согреться, — отмечает депутат. – Эта статья в УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес: машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что, угоняя машину, они почти ничем не рискуют».
Согласно предложенным поправкам, по ч. 1 ст. 166 УК РФ предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7 лет. Сейчас за это преступление предусмотрено наказание от крупного штрафа до лишения свободы на срок до 5 лет.
«Из статьи исчезнет слово «угон». Останется только «неправомерное завладение транспортным средством», что фактически будет приравнено к краже, — заявил Лысаков. — Оно теперь будет считаться уже тяжким преступлением, а раз тяжкое, то и нельзя будет так легко получить условный срок, не будет уже никаких штрафов.
Сейчас 52% приговоров по данной статье предусматривают именно условное наказание. Я считают, что это ведет к прямому пополнению кадрового резерва преступных группировок».
По ч. 2 ст. 166 УК РФ предлагается ужесточить наказание, назначать лишение свободы на срок от 6 до 10 лет. Так будет караться кража машины группой лиц по предварительному сговору или с применением не опасного для жизни насилия. Сейчас за это преступление предусмотрен как крупный штраф, так и заключение на срок до семи лет. «Фактически эта статья будет приравнена к грабежу», — добавил Лысаков.
По ч. 3 ст. 166 УК РФ, под которую подпадают организованные преступные группы или преступники, причинившие особо крупный ущерб, предлагается ввести наказание от 7 до 12 лет лишения свободы (сейчас до 10 лет лишения свободы).
По ч. 4, которая предусматривает наказание за деяния, описанные в предыдущих частях статьи, но сопряженное с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан, будут наказывать лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (сейчас до 12 лет колонии). «Деяния по последним частям, по сути, буду приравнены к разбою», — добавляет Лысаков.
Согласно статистике, в 2011 году по ст. 166 УК РФ в общей сложности было осуждено 18 611 человек, причем большинство из них, 10 607 человек, было привлечено по ч. 1 данной статьи. В том же году по ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража) было привлечено к ответственности 70 356 человек. По ч. 2 данной статьи, которая предусматривает наказание за кражу при ряде отягчающих обстоятельств, осудили 121 471 человека.
Примечательно, что средняя раскрываемость угонов в России составляет всего 19%.
Лысаков отмечает, что угонщик, завладев чужим автомобилем, представляет для общества большую опасность, чем обычный вор. «Это двойное преступление, — отмечает он. – Первое — это кража, а второе может быть совершено в любой момент: перегоняя украденную машину, угонщик готов на любые действия, чтобы не попасться. То есть он может убегать по встречке, на красный сигнал светофора, то есть готов грубо нарушать ПДД, ставя под угрозу жизнь других участников движения. И когда критики говорят, что у нас за ДТП со смертельным исходом дают меньше, чем предлагается за угон, то я отвечаю: в таких ДТП нет умысла: как правило, это несчастный случай. А здесь деяние абсолютно умышленное».
Депутат отметил, что текст законопроекта практически готов, но перед внесением в парламент его необходимо будет обсудить в рабочей группе. В парламент поправки могут поставить уже до конца февраля.
«Те депутаты, кто, что называется, в теме, — все поддерживают мой законопроект. Но вопрос в том, как отнесутся к нему другие ведомства, в частности Верховный суд, который дал отрицательный отзыв на тот законопроект, который я вносил в прошлом году», — отметил Лысаков.
Эксперт по противоугонным системам раскритиковал инициативу депутатов: ужесточение приравнивает угон автомобиля к преступлениям против личности, таким как убийство и изнасилование.
«Если мы считаем угон автомобиля тяжким преступлением, то приравниваем преступление против человека к краже автомобиля, хотя, по сути, это преступление против имущества, – рассуждает директор по развитию группы компаний Цезарь Сателлит Игорь Хереш. — Если сейчас мы разыскиваем автомобиль и вызываем полицию, то полицейский говорит, что он в первую очередь расследует убийство или изнасилование, а потом займется угоном. У полиции есть приоритет, и он логичен. Сперва преступления против личности — потом против имущества. Когда документ будет принят, то получится каша: «Убийство или изнасилование? Подождите, у нас тут машину угнали…» Статус преступления становится выше — получается, что за убийство человека можно получить меньше, чем за угон автомобиля».
Эксперт настаивает, что нужно не ужесточать наказание, а повышать раскрываемость угонов. «Понятно, что количество угонов возрастает, но профессиональные юристы объясняют, что просто ужесточать законодательство нельзя, — говорит Хереш. – Представьте: водитель поставил автобус и заснул, и дети взяли ключи и начали кататься – это угон без цели наживы. Мы здесь в городе живем, но не представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой берут просто без спроса — покататься. Это, конечно, ненормально, но это не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5–15 лет. Проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы: не хватает сил и умений. Поэтому пусть всё будет просто: раз сел за руль, значит сразу пять лет. Это, конечно, облегчит работу полиции, но не повод вводить такую статью. Надо просто хорошо расследовать дела. Мы иногда сами показываем полиции, как доказать, что была кража: здесь проворот личинки, а здесь «сверловочка».
Источник «Газеты.Ru» в столичных правоохранительных органах поддержал идею депутатов исключить из УК понятие «угона».
«Нам в последнее время эта статья не мешала, наша задача — найти доказательства, что это была кража, — сказал собеседник. — Статью «угон» надо исключать, потому что она противоречит здравому смыслу. Потому что если человек сел в машину, стоимость которой близка к стоимости недвижимости, то какое это может быть «покататься»? Но это в Москве, а в селах может быть и другая ситуация. Поэтому надо смотреть, как там».