Москва и Подмосковье никак не определятся, что им делать с набившим оскомину зданием Щелковского автовокзала, расположенного возле одноименной станции метро на востоке столицы. Решить проблему транспортного комплекса, который уже давно не соответствует элементарным требованиям к сооружениям подобного рода, городские власти пытаются не один год. Автовокзал принадлежит подведомственному областным властям предприятию «Мострансавто», в связи с этим власти двух регионов вынуждены искать компромиссное решение.
«Этот вопрос находится в обсуждении: мы в открытой дискуссии с департаментом транспорта правительства Москвы, — заявил в субботу глава подмосковного минтранса Александр Зайцев во время рабочей поездки на автовокзал. — К сожалению, определенно сказать — да или нет — мы сейчас не можем, но мы работаем в этом направлении, и если будут созданы все предпосылки для реализации этого проекта, то мы, безусловно, его реализуем».
Министр констатировал, что сейчас комплекс находится в ненадлежащем состоянии.
«Он далек от тех стандартов, которые мы бы хотели видеть и применять для автовокзалов, — отметил он. — Тридцать тысяч человек в день используют этот объект транспортной инфраструктуры, который, к сожалению, не имеет элементарных вещей социального направления: полноценного медпункта, безбарьерной среды для маломобильных групп населения — нигде нет ни съездов, ни проходов».
Чиновник рекомендовал руководству учреждения произвести ряд изменений на автовокзале. В частности, он предложил реорганизовать зону высадки пассажиров, сделав ее более безопасной, повесить расписание движения с более крупным шрифтом, перенести комнату матери и ребенка со второго этажа на первый и сделать прямой выход из зала ожидания к перронам.
Проблему устаревшего автовокзала пытался решить еще экс-мэр Москвы Юрий Лужков.
«Мы действительно рассматривали вопрос по автовокзалу, — заявлял он в эфире канала ТВЦ в мае 2003 года. — Его первую часть перенесут ближе к Третьему транспортному кольцу, а вторую — к началу МКАД. Но сейчас нужно найти деньги для того, чтобы реализовать этот проект».
Деньги на такой проект, видимо, не нашлись, но в мае 2004 года градостроительный совет Москвы принял решение о переносе Щелковского автовокзала в промзону Калошино, недалеко от метро «Черкизовская», где планировалось построить крупный транспортно-пересадочный узел. Уже тогда главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявлял, что здание вокзала устарело и не справляется с нагрузками, шум и выхлопные газы от автобусов мешают жителям, а 50-метровая защитная зона вокруг комплекса мешает реконструкции пятиэтажек в Гольяново и Северном Измайлово.
Правда уже тогда по поводу проекта возникали определенные сомнения. Здание вокзала стоит на холме и хорошо продувается ветром, а новое предполагаемое место строительства комплекса расположено в низине, где и без автобусов в безветрие жители страдают от смога. Перенос планировалось осуществить к 2006 году. В 2008-м городские власти строили планы по созданию еще пяти крупных автовокзалов в разных районах города, однако ничего из этого в итоге воплотить в жизнь не удалось.
После прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина возникла идея переноса Щелковского автовокзала в район Косино-Ухтомский.
В середине 2011 года префект Восточного административного округа Москвы Николай Ломакин заявил, что комплекс может быть закрыт в течение полутора лет, но при условии, что за это время на выбранной площадке построят автовокзал. «Наше последнее предложение — это построить автовокзал в районе Косино-Ухтомский, за МКАДом. Тогда междугородние автобусы не будут создавать транспортных проблем», — заявлял он. Однако в итоге перенос в очередной раз был отложен. В октябре прошлого года Ломакин подтвердил, что прежний план остается в силе.
«Автовокзал перегружен и, безусловно, будет выводиться, — заявлял префект. — Сейчас там останавливаются даже машины, курсирующие по западным направлениям, например в Молдавию. Новый автовокзал будет перенесен на территорию округа за МКАД — в Косино, где в скором времени появится метро». Он не исключил, что старое здание автовокзала снесено не будет. «В настоящее время мы договариваемся с властями Московской области, в чьей собственности находится здание, и возможно, в здании разместится многофункциональный центр», — добавил он.
В ноябре прошлого года власти Москвы сообщили, что к 2014 году планируется построить четыре новых автовокзала, которые будут включены в состав транспортно-пересадочных узлов, строительство которых сейчас активно ведется.
В частности, полноценные автовокзалы должны появиться в районе станций метро «Тушинская» и «Красногвардейская».
Источник «Газеты.Ru» в московском правительстве, знакомый с ходом переговоров с подмосковными властями, заявил, что перенос комплекса в район метро «Черкизовская» — лишь один из возможных вариантов переноса. «Вопрос сейчас активно прорабатывается, но пока решения на этот счет не принято. Мы не исключаем, что никакого переноса в итоге не произойдет и автовокзал останется на месте».
Переносу автовокзала сильно мешает то, что находится он в Москве, а принадлежит Подмосковью, заявил «Газете.Ru» глава Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Власти двух регионов смотрят на проблему под разным углом, что не способствует достижению компромисса». По его мнению, если перенос состоится, то важно выбрать место, из которого пассажиры смогут быстро и удобно добраться в остальные районы города. «Люди приезжают в саму Москву, а не в район метро «Щелковская» или «Черкизовская». Поэтому вопрос с доступностью метро, самого удобного городского транспорта, здесь один из ключевых», — считает он.
Эксперт считает, что строить новые автовокзалы нужно в обязательном порядке.
«Ежедневно в Москву приезжает 3800 автобусов, из них только 800 — это цивилизованные и регулярные маршруты, — говорит Свешников. — Все остальное — это шоппинг-туры на оптовые рынки, какие-то экскурсии, доставка строителей, и, конечно, очень много междугородних автобусов работает под видом заказных. Им приходится маскироваться, потому что сегодня из-за нехватки места на автовокзалах и автостанциях очень сложно получить легальный маршрут».
По его мнению, если городским властям удастся воплотить в жизнь планы по строительству новых автовокзалов, то значительное количество таких нелегальных маршрутов выйдут из тени. В этом случае перевозчики станут соблюдать законы в части транспортной безопасности, а также в части продажи билетов только по паспорту. «Сегодня все места, куда, кроме Щелковского автовокзала, могут прибывать регулярные автобусы, — это, по сути, совсем небольшие автостанции», — отмечает он.
По мнению Свешникова, строительство новых автовокзалов может быть привлекательным для потенциальных инвесторов. «Автовокзальный бизнес сегодня достаточно выгодный и рентабельный. Автовокзалы сегодня берут с перевозчика за свои услуги по 15–20% от стоимости билета», — отмечает он.