На этой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал ускорить принятие законопроекта, ужесточающего ответственность за езду в пьяном виде. Несмотря на то, что соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Вячеславом Лысаковым еще в октябре, в правительстве в последнее время явно делают ставку на другой проект, инициатором которого выступает коллега Лысакова по фракции «Единая Россия» Ирина Яровая. Поправки, предложенные ею, предлагает только ужесточение за езду в нетрезвом состоянии и за ее последствия и не касается проблемы отмены так называемого «нулевого промилле», когда пьяным считается водитель, в крови которого присутствует любое, даже незначительно содержание алкоголя. Именно по этому принципиальному вопросу депутат Лысаков, чей законопроект помимо ужесточения ответственности, предлагает и ряд других новшеств в этой сфере, разошелся с позицией Дмитрия Медведева и других высших чиновников и депутатов.
Пока законопроект Лысакова уже четвертый месяц ждет отзыва от правительства (документ был направлен туда 15 октября, хотя по закону ответ на него должен быть дан в течение месяца. — «Газета.Ru»), на внесенный 10 декабря в Госдуму законопроект Яровой кабинет министров дал положительный отзыв уже спустя неделю. Для соблюдений дальнейшей процедуры документу необходимо было заручиться и отзывом от Верховного суда.
Таковой был составлен 11 января за подписью зампреда председателя ВС Анатолия Толкаченко (копия отзыва есть у «Газеты.Ru»), однако вопреки ожиданию мнение судей стало для сторонников законопроекта неприятным сюрпризом - ВС посчитал документ недоработанным и отказался его поддерживать.
Напомним, что Яровая предлагает наказывать пьяных водителей, впервые допустивших такой проступок, лишением прав на два года и штрафом в 50 тыс. рублей (сейчас для всех нарушителей предусмотрено лишение прав на срок от полутора до двух лет. – «Газета.Ru»).
Для тех, кто попадется на пьяной езде вторично, Яровая предлагает ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать штрафом в 200 тыс. рублей или принудительными работами до двух лет либо арестом на шесть месяцев.
Также законопроектом предлагается ужесточить наказание для пьяных автомобилистов, спровоцировавших ДТП. В случае гибели одного человека пьяный водитель должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет (сейчас наказание за это предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. – «Газета.Ru»), а если жертв было несколько — от 5 до 15 лет (в настоящее время — до 9 лет колонии). Существующую сейчас форму наказания за эти нарушения в виде исправительных работ Яровая предложила упразднить. Кроме того, для пьяных водителей, у которых вообще нет водительских прав, она предложила ввести наказание в виде ареста на срок до 15 суток или штраф в размере 30 тыс. рублей.
Ознакомившись с законопроектом, в Верховном суде посчитали его узконаправленным. По мнению авторов отзыва, снижению количества ДТП с участием пьяных водителей «может способствовать только системный подход к совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения», а также усиление мер, позволяющих сделать наказание неотвратимым.
«Однако законопроект не предусматривает внесения изменений в действующее законодательство, которые обеспечивали бы комплексное решение обозначенной проблемы», — говорится в отзыве.
Предложение Яровой увеличить максимальный размер наказания по ч. 6 ст. 264 УК РФ до 15 лет лишения свободы в ВС сочли противоречащим ч. 5 ст. 15 УК РФ.
В случае ужесточения наказания данное преступление будет соответствовать категории особо тяжких, к которым по закону относятся только умышленные преступления.
Кроме того, в ВС посчитали, что необходимость введения новой уголовной статьи 264 прим. 1 «требует дополнительной аргументации». По мнению Яровой, необходимость введения данной статьи обусловлена тем, что лишенный водительских прав пьяный водитель «изначально совершает умышленное противоправное деяние против общественной безопасности, находясь в состоянии опьянения». Вместе с тем судьи считают, что схожие деяния вполне могут совершить и те граждане, у которых водительского удостоверения нет и никогда не было. «Однако привлечение таких лиц к уголовной ответственности законопроектом не предусматривается», — пишет в отзыве Толкаченко.
Одним из главных недостатков законопроекта, по мнению судьи ВС, является то, что его принятие повлечет «значительный рост судимости в стране».
В частности, речь идет о переводе в уголовную плоскость ч. 3 ст. 12.8 КоАП, по которой сейчас несут административную ответственность лишенные или не имеющие водительских прав пьяные водители (предусматривает арест до 15 суток или штраф в размере пяти тысяч рублей. – «Газета.Ru»): Яровая предлагает внести эту часть в 264-ю статью УК. «Согласно статистическим данным, в 2011 году всего по данной статье было привлечено к административной ответственности 549 150 человек, а за 6 месяцев 2012 года – 267 120 человек», - отмечается в отзыве.
Нашлись к тексту и претензии юридико-технического характера, связанные с неточностями в терминологии и расплывчатостью формулировок. Поспешность при разработке закона проявила себя и в том, что наказание по ст. 264 прим. 1 УК предусматривает лишение права управления ТС, что не относится ни к одному из видов наказаний, перечисленных в статье 44 УК, регламентирующей виды уголовной ответственности. То есть этой статьей такого отдельного уголовного наказания, как лишение прав, не предусмотрено.
«С учетом изложенного проект федерального закона в части внесения изменений в УК РФ в представленной редакции не поддерживается», - резюмирует Толкаченко.
Вместе с тем позиция ВС остается лишь его собственной позицией и вовсе не обязательно, что депутаты примут ее во внимание.
«Это просто мнение, и оно никак не влияет на позицию Госдумы, — заявил «Газете.Ru» адвокат Лев Воропаев, нередко отстаивающий в судах высшей юрисдикции права автомобилистов. – Для принятия закона нужно иметь сам отзыв, а каким он будет — вопрос, по сути, второстепенный. Мнение высказано, его услышали, но дальше уже все на усмотрение депутатов, которые и принимают законы».
Юрист полностью согласен с аргументацией зампреда ВС и считает, что в нынешнем виде законопроект нанесет только вред. «Если говорить конкретно по замечаниям ВС, то все они абсолютно справедливы и я полностью с ними согласен, — заявил Воропаев. – 15 лет дают только за умышленные преступления, но Медведев уже высказывался в том ключе, что преступления по 264-й статье УК таковыми и являются. Видимо, они хотят изменить и сам УК, но, как они это собираются сделать, я ума не приложу, не удивлюсь, если это дополнение в УК будет добавлено уже в этот же законопроект. Не исключаю также, что если закон примут в нынешнем виде, то после того, как кому-то дадут за смертельное ДТП 15 лет, то можно будет обращаться в Конституционный суд».
После получения отзыва от ВС законопроект Ирины Яровой направят для получения отзывов и замечаний в законодательные собрания регионов, у которых есть 30 дней для представления собственных поправок. Согласно официальному сайту Госдумы, отзывы из регионов должны быть собраны к 17 февраля. «Учитывая выступление Медведева на этой неделе, я не исключаю, что процедура сбора отзывов будет форсирована и закон будет принят в максимально короткие сроки, — уверен Воропаев. – Если власти нужно принять какой-то закон, то регионы, учитывая, что все они за единороссами, в приказном порядке или сами двумя руками его поддержат».
Получить комментарий у самой Ирины Яровой «Газете.Ru» не удалось. В среду вечером и четверг утром по ее мобильному телефону никто не отвечал.